Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

оригамиАннотация: Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы: как реализовать поставленные задачи в игровой форме, какие инструменты для этого использовать, как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий. Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются различные коррекционные задачи.

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. Как известно, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра (Д.Б. Эльконин). Что может быть увлекательнее, чем создание своими руками из простого листа бумаги объемной игрушки.

Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. [2]

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. [1]

В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы:

  1. как реализовать поставленные задачи в игровой форме,
  2. какие инструменты для этого использовать,
  3. как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий.

Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются следующие задачи: в процессе создания поделки – развиваются мелкая моторика рук, психические процессы, сенсорные способности, пространственные представления, формируются обобщённые представления, усваивают правильные геометрические названия деталей, дети узнают об особенностях геометрических тел.

В процессе работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом. Дети с удовольствием рассказывают дома родителям о своих поделках.

Эффективно использование оригами в процессе коррекции звукопроизношения, а в частности, для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи наши поделки оживают и развивают воображение детей. Оригами помогает на этапе постановки звуков связать индивидуальные занятия с лексической темой. [4]

Оригами — прекрасное средства оформления наглядных пособий. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. [3]

Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определённого результата, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей.

Для развития детского конструирования существует множество материалов, одним из которых является бумага. Бумага — благородный материал, легко поддающийся преобразованию. Поделки из бумаги одного и того же содержания можно создать разными способами. Например: путём сгибания прямоугольника или квадрата пополам, создавая полый куб или брусок по выкройке, чертежу. И любым из этих способов можно изобразить дома, машины, животных, людей, разные игрушки.

Г.Г. Григорьева отмечает, что конструирование из бумаги на протяжении дошкольного возраста развивается:

  • Разнообразнее становится содержание поделок.
  •  Сложнее становится способ создания поделки.
  • Поделки становятся более выразительными за счёт комбинирования разных способов создания деталей и разнообразия украшения, комбинирования разных сортов бумаги.
  • Осуществляется переход о создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками.

Содержание работы с детьми по развитию у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В средней группе, начиная со II квартала, детей знакомят с бумагой, её особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируют и более общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развивают глазомер, чёткость движения рук.

В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов (треугольников). Детей учат складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы. Также детей учат работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру. Детей учат создавать несложные композиции.

В подготовительной группе на занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать по шаблону. Дети учатся делать различные поделки — игрушки, украшения, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Детей учат создавать сложные сюжетные коллективные работы. [1]

В процессе конструктивной деятельности решаются и воспитательные задачи. У детей формируются моральные качества личности, навыки общения и трудовой деятельности в коллективе, воспитываются нравственные чувства.

Достоинствами оригами следует считать:

  • Доступность бумаги как материала, простота ее обработки
  • Оригами не требует больших материальных затрат;
  • Абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • Оригами — коллективное творчество.

Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.

Использование разнообразных приемов и методов работы (ИКТ, подвижные, дидактические игры, использование нетрадиционных техник, создание авторских дидактических пособий, оригами) позволяет системно устранить речевые недостатки детей и подготовить их к успешному обучению в школе.

Оригами – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.

Литература:

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед./ Г.Г. Григорьева — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.

2. Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / З.В. Лиштван — М.: просвещение, 1981. — 159 с.

3. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование/Л.А. Парамонова — М.: Про-свещение, 1999. — 148 с.

4. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — //Дошкольное воспитание № 8, 1990.

Липендина Оксана Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.