Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос формирования правильного употребления предлогов у дошкольников с ОНР. Здесь также представлено авторское пособие, предназначенное для использования во время индивидуальной работы с детьми с целью формирования правильного употребления предлогов, умения правильно изменять слова и строить предложения.

Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР

У большинства дошкольников с общим недоразвитием речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ОНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.

Имеют место следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций:

1. Пропуск или замена предлогов.

Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)

3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)

4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.

Учитель-логопед формирует у детей правильное представление о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами.

Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.

Предложно-падежные конструкции могут обозначать местонахождение предмета, место действия, направление. Один и тот же предлог в различных предложно-падежных конструкциях имеет различные значения. Поэтому при проведении логопедической работы уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога

В первую очередь уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Затем мы учим детей выделять предлог хлопком в ряду «маленьких слов».

Далее дошкольникам предлагается задание на понимание обобщенного значения предлога: Ваза стоит на полке. Где ещё может стоять ваза? (На столе, на окне, на комоде и т.д.)

В занятия включаются упражнения на закрепления правильного употребления в речи предложных конструкций, составление словосочетаний и предложений.

В связи с тем, что детям с ОНР легче строить высказывание с наглядной опорой, предлагаем составлять предложения с использованием наглядного пособия, состоящего из двух картинок и схемы предлога.

Работа предусматривает составление нескольких предложений, так как картинки размещаются на передвижных линейках, а схема предлога меняется.

Предлоги 

Используя пособие, логопед проводит игры: «Соедини – не ошибись», «Подбери картинку», «Составь предложение», «Исправь ошибку» и др.

Предлоги

В этих играх требуется подбор антонимов, синонимов, что способствует активизации словаря. Играя, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Игры способствуют осознанию ребенком предлога как маленького, имеющего самостоятельное значение слова.

Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе у детей с ОНР.

Литература:

1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.

2. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: Детство-Пресс, 1991.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2000.

Кострюкова И. А.,
учитель-логопед

Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Тахилалия — этиология, механизмы и принципы логопедической работы Тахилалия — этиология, механизмы и принципы логопедической работы
Коррекционно-развивающие методики и направления «Волшебные ключики», позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС Коррекционно-развивающие методики и направления «Волшебные ключики», позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.