Влияние нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности на пациентов с афазией в процессе реабилитации (из опыта работы в ЦПРиН)
Введение
Опыт работы с больными, перенесшими ОНМК или ЧМТ, и имеющими любую форму афатического расстройства, показывает, что наряду с определённой симптоматикой, характерной для того или иного вида афазии, всегда имеет место нарушение нейродинамической сферы.
Качество восстановления утерянной речи у взрослого после повреждений мозга напрямую зависит от состояния, зрелости, и здоровья определенных систем головного мозга – так называемого энергетического блока мозга.
Для запуска и дальнейшей деятельности повреждённых речевых зон чрезвычайно важна готовность и налаженная работа нейродинамических процессов, так как их работа обеспечивает скорость, правильность, чёткость умственной деятельности в целом.
Нередко тяжесть нарушения нейродинамического компонента психической деятельности предопределяет практическую невозможность заниматься непосредственно речевыми нарушениями, и, следовательно, необходимость начинать речевую реабилитацию не сразу, а с устранения серьёзного патологического состояния другого характера.
Объект и методы
Изменения и колебания работы стволового отдела головного мозга, отвечающего за баланс психической деятельности, приводят к симптоматике, разной по амплитуде — от угнетённого состояния и аспонтанности до перевозбуждения и невозможности самоконтроля.
Нейродинамические проблемы являются тяжёлым фоном всех речевых нарушений. Для успешной работы с пациентами необходимо осуществление не только комплексного подхода, направленного на преодоление и приспособление к возникшему когнитивному дефициту, но и преодоление перечисленных симптомов.
Цель работы — минимизировать негативное влияние расстройства нейродинамических показателей, уравновесить баланс процессов торможения и возбуждения, обеспечить полноценную работу повреждённого мозга с помощью специально разработанных тренингов, помимо речевых заданий.
Результаты
В процессе коррекционного курса у пациентов укрепляются произвольное внимание и навыки самоконтроля, повышается уровень разных параметров внимания –концентрации, распределения, удержания. Улучшается возможность включения в деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Устраняются, или существенно снижаются истощаемость и явления повышенной утомляемости, увеличивается время продуктивной работы.
Выводы
Положительные изменения в сфере нейродинамики являются «стартом» к восстановлению речевых нарушений, ведут к снижению степени выраженности речевого дефекта в целом.
Наблюдается расширение возможностей всех пострадавших видов речи, нормализуется психо-эмоциональная сфера пациента, формируется уверенность больного в своих возможностях.
Сочетание корригирующих методик, понимание взаимосвязи речевых и нейродинамических нарушений по опыту работы – действительно залог успешной и качественной реабилитации речевой деятельности.
Яцынова Элеонора Арнольдовна,
логопед