Дидактический материал для логопедических занятий с пациентами с афазией легкой степени выраженности

В данной статье представлен дидактический материал для занятий по восстановлению речи у больных с афазией лёгкой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Дидактический материал для логопедических занятий с пациентами с афазией легкой степени выраженности

Логопедические занятия при сенсорной афазииПри планировании программы логопедических занятий с пациентами с афазией лёгкой степени выраженности должно учитываться, что восстановительная работа должна быть поэтапной, носить комплексный характер и воздействовать на все компоненты речевой системы.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы на логопедических занятиях с пациентами с различными формами афазии лёгкой степени выраженности:

- с афферентной моторной афазией лёгкой степени выраженности;
- с эфферентной моторной афазией лёгкой степени выраженности;
- с динамической афазией лёгкой степени выраженности;
- с сенсорной афазией лёгкой степени выраженности;
- с акустико-мнестической афазией лёгкой степени выраженности;
- с семантической афазией лёгкой степени выраженности;
- с проводниковой афазией лёгкой степени выраженности;
- с сочетанными нарушениями, а так же нарушениями других психических функций.

Программа восстановительного обучения для пациентов с афазией лёгкой степени выраженности направлена:

- на развитие функции произвольного внимания, активизации слухового внимания и функции самоконтроля;
- устранение неспецифических нарушений высшей нервной деятельности, таких как инактивность, инертность, аспонтанность;
- расширение активного и пассивного словаря;
- расширение рамок слухового восприятия;
- преодоление слабости слухоречевых следов;
- восстановление понимания развернутой речи;
- восстановление смысловой структуры слова;
- формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре;
- совершенствование навыков звуко-буквенного ана¬лиза и синтеза;
- восстановление спонтанной коммуникативной фразо¬вой речи;
- преодоление трудностей называния.

Занятия способствуют активизации не только речи, но и деятельности в целом, поднимают настроение, внушают уверенность в своих возможностях, побуждают к высказываниям.

Для решения этих задач на логопедических занятиях используются
следующие виды работ:

Расширение активного и пассивного словаря

Задание №1: Составьте предложения с данными словосочетаниями:

Суровая нитка — суровая судьба;
Изящный наряд – усиленный наряд;
Полевой стан – девичий стан;
Гласный звук – гласное обсуждение;
Бархатное платье – бархатная кожа;
Дорогое пальто – дорогой друг.

Например: косить траву – косить глазами;

Ранним июльским утром вся семья вышла в поле косить траву.

Чтобы подсмотреть у соседа решение задачи, ему пришлось сильно косить газами.

Задание №2. Образуйте от существительного прилагательное.

Далее составьте с этим прилагательным словосочетание.

Например: банк — банковская карта.

Далее от получившегося словосочетания составьте развёрнутое предложение.

Например: Банковская карта позволяет производить без комиссии оплату в торговых точках за товары и услуги.

Задание № 3. Подберите родственные слова.

Например: Вода – водный, водяной, водянистый, половодье, заводь, водоворот, водопровод. водонепроницаемая, водоотталкивающая, водоплавающая.

Слова: лес, машина, человек, сад, дом, школа, соль, мука, ключ. бег, ход, овощи, лист.

Задание №4. Подберите к наречиям глаголы.

Например: стильно одеваться, упорно заниматься, внимательно читать…

Азартно, аккуратно, активно, алчно, аляповато, аморально, безвозмездно, бездарно, беззвучно, броско, благородно, беспощадно, бегло, безответно, безотказно, безошибочно, безразлично, безрассудно, безрезультатно, безропотно, безудержно.

Задание № 5. Составьте с глаголами словосочетания.

Например: приводить в пример, стрелять в цель, расторгать договор, улучшать память, создавать условия, сохранять капитал….

Влиять, влюбляться, вмешиваться, вносить, водить, возвращать, возглавлять, возить, баловать, бегать, бездельничать, беречь, беседовать, блестеть, брать, будить, бомбить, арестовать, бегать, беречь, беседовать, бить, благодарить, блестеть, болеть.

Задание № 6. Логопед зачитывает пациентам набор слов (качественные прилагательные, существительные, наречия, глаголы).

Затем просит подобрать к этим словам антонимы.

Например, логопед:

Победа — Начало – Враг

Пациент: Поражение- Конец- Друг

Тонкий — Худой — Длинный
Добрый — Умный – Светлый
Большой- Сильный — Здоровый
Смех — Горе – Радость
Праздник — Город — Высота
Бежать — Сидеть — Плакать
Работать – Помнить – Продавать

Задание № 7.

Логопед зачитывает пациентам набор слов ( качественные прилагательные, существительные, наречия, глаголы). Затем просит подобрать к этим словам синонимы.

Например, логопед: Смешной – Смелый — Робкий

Пациент: Весёлый – Храбрый — Застенчивый

Интересный — Сложный – Богатый
Горячий – Точный – Работящий
Ровесник – Свидание – Помидор
Учитель – Битва – Очи
Собака – Удача – Потёмки
Озорник – Аромат – Амулет
Введение – Мемуары — Пособие
График – Фрагмент – Нищета
Франт – Бандит – Свобода
Правда – Восхищение – Старт
Говорить – Орать – Находить
Кидать – Веселить – Советовать
Ломать – Мешать – Финишировать.

Задание №8: Замените в предложениях выделенные слова антонимами:

В понедельник наступит ослабление морозов, ветер будет сильный, температура воздуха понизится до минус 10. Во вторник ожидается пасмурная погода с обильными осадками. В среду сохранится облачная погода с небольшими морозами, будет ветрено. В четверг наступит значительное похолодание. В дальнейшем будет стоять солнечная холодная погода.

Задание № 9. Придумать предложения с данными словами.

Например: Ломать. Я весь вечер ломала голову над задачей.

Заломать, наломать, переломать, разломать, взломать, доломать, уломать, отломать, сломать.

Задание № 10. Объяснить значение слова. Образовать слова:

а) от глаголов образовать существительные:

агитировать, активизировать, ангажировать, аннотировать, аннулировать, аплодировать, апробировать;

б) от существительных образовать глаголы:

абстракция, агитация, адресат, акклиматизация,
аккомпанемент, акцент, акционер;

в) от существительных образовать прилагательные:

абрикос, абсурд, август, авиамодель, австралиец, автобиография, автограф.

Восстановление смысловой структуры слова

Задание №1: Объясните как можно точнее значение слов:

Например: курага – это сушённый абрикос.

Слова: велосипед, нож, шапка, пись¬мо, зонтик, подушка, гвоздь, осел, мех, алмаз, соединить, лезвие, меч, не¬приятность, храбрый, чепуха, герой, азартная игра, нитроглицерин, микроскоп, доллар, басня, купол, шпионаж, припев, уединиться, блеск, харакири, ретироваться, скорбь, балласт, катакомбы, неизбежный, термины, аврора, стерильный, контейнер, пассивные, ирония, наговор, бочка, лампа, бусы, ваза, барабан, часы, бабочка, малина, рак, самолёт, рыба, автобус.

Задание №2: Сравнение понятий.

Пациенту предлагаются пары понятий, которые он должен сравнить и либо найти общее между ними, обозначив их одним словом (стул и ди¬ван — мебель), либо найти различия между ними (заяц — это дикое живот¬ное, а кролик — домашнее.

Можно выделить 3 категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий

1) сравнение понятий, явно относящихся к одной категории (например, «корова— лошадь»);

2) сравнение понятий, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «во¬рона— рыба»);

3) сравнение и различение понятий в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник – лошадь»);

Например:

утро— вечер, корова— лошадь, летчик— танкист, лыжи— коньки, трам¬вай— автобус, озеро— река, река— птица, дождь— снег, поезд— самолет, ось— оса, обман— ошибка, стакан— петух, маленькая девочка— большая кук¬ла, ботинок— карандаш, яблоко— вишня, ворона— воробей, волк— луна, моло¬ко— вода, ветер— соль, золото— серебро, сани— телега, очки— деньги, воро¬бей— курица, кошка— яблоко, вечер— утро, дуб— береза, голод— жажда, сказка— песня, корзина— сова, картина— портрет, лошадь— всадник.

Задание №3: Подберите существительные к прилагательным, составьте с ними предложения:

Например: занавес — занавеска; Занавес поднялся и на сцену вышли актёры.

В окно ярко светило солнце, поэтому я задёрнул занавеску.

осадок — остаток;
счёты — счета;
одеть — надеть;
кланяться — клонится;
вправить — выправить.
передний — передовой;
высокий — высотный;
ревнивый — ревностный;
временной — временный;
спасательный — спасительный;
практический — практичный;
жёсткий — жестокий;
приметливый — приметный;
царский — царственный.

Работа с омонимами, метафорами, пословицами, фразеологизмами:

Задание №4. Работа с омонимами.

Одно и то же слово может обозначать разные предметы или иметь разные значения.

Например, слово «лук» — это растение, растет на огороде, его едят. И слово «лук» обозначает старинное оружие, с ним ходили на охоту.

Сейчас я Вам буду называть такие слова, а Вы постарайся объяснить оба их значения».

Лук, лист, мостик, коса, кран, песок, ласточка, мат, яблоко, перо, раковина, звено, ключ, стопка, труба, ручка, шляпка, шишка, нос, ножка, полька.

Задание № 5. Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор, устойчивых выражений.

Пациенту предлагают ряд известных метафор или пословиц, устойчивых выражений и про¬сят разъяснить, что они обозначают.

Например метафоры:

«золотая голова», «каменное сердце», «железная рука», «ядовитый человек», «зубастый парень», «глухая ночь»; Пословицы: «что по¬сеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнется», «яблоко от яблони недалеко падает», «не все золото, что блестит», «цыплят по осени считают», «мал золотник, да дорог», «куй железо, пока горячо», «взялся за гуж— не говори, что не дюж», «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «не крас¬на изба углами, а красна пирогами», «лучше меньше, но лучше», «тише едешь, дальше будешь», «не в свои сани не садись», «семь раз отмерь, а один раз отрежь», «нет дыма без огня», «лес рубят— щепки летят», «шила в мешке не утаишь», «в тихом омуте черти водятся», «любишь кататься — люби и саноч¬ки возить».

Поговорки:

Своя рубашка ближе к телу.
На своей печи лежу, свою думу думаю.
Моя хата с краю — ничего не знаю.
Тони, кому охота, а мы на песочек.
Чужое и хорошее — постыло, а свое худое, да мило.
Своя палка легче бьет.
Свой кошель припаси, да как хошь и тряси.
Сам заварил, сам и расхлебывай.
Кто кого побил, тот и прав.

Задание №6. Заменить выделенные наречия соответствующими по смыслу фразеологическими оборотами, данными ниже.

Образец:

Объясни коротко мне проблему, которую ты изучаешь.
Объясни в двух словах мне проблему, которую ты изучаешь.
Когда он увидел меня, он побежал ко мне очень быстро.
Иногда он приходит ко мне в гости.
Думаю, что очень скоро он нам напишет письмо.
Я окончательно решил уехать из этого города.
Он изложил свои взгляды на этот вопрос. Я сразу понял его.
Мы приехали в гости к моему брату, он встретил нас очень приветливо.
В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
В его диктантах очень часто встречаются орфографические ошибки.

Задание № 7. Дополните предложения подходящими по смыслу устойчивыми выражениями.

Например: Не сразу мы стали с ним друзьями, но теперь нас … водой не разольёшь.

Я не знаю, поступит он в этом году в университет или нет, это …
Сын очень часто баловался, а мама на это …
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то …
Все студенты этой группы увлекались современной музыкой, а Пётр — музыкой XIX века. Он был среди них …
Он никак не хотел понять, что его доказательства … и неубедительны.
Это единственный экземпляр рукописи, найденный среди бумаг писателя. Возьмите его и
Перестаньте волноваться, … и хладнокровно обдумайте создавшееся положение.
Вместо того чтобы …, расскажи лучше о своих ошибках.
Он всегда много обещает, но никогда не выполняет своих обещаний, он просто ….

Слова: бабушка надвое сказала, белой вороной, бросается словами, водой не разольёшь, возьмите себя в руки, кидать камешки в чужой огород, руки не доходят, смотрела сквозь пальцы, храните (берегите) как зеницу ока, шиты белыми нитками.

Задание № 8. Подберите слова в прямом и переносном значении.

Например:

Ребёнок улыбается. Солнышко улыбается.
В окно ____________ бабочка. Коля __________ в класс.
По высокому небу ____________ облака. Лошади __________ дружно.
Вода в котле _____________ . Злые слёзы ______________ на глазах Павлика.
Девочка ____________ в саду. Ветер по морю ______________ .
Брат сестре что-то на ухо _____________ . Тихо ___________ камыш.
Молния ________________ . Его глаза _____________ радостью.

Задание № 9. Подберите к фразеологическим оборотам синонимичные им слова и словосочетания.

Например:

Ты зачем сюда пришёл: помогать или палки в колёса вставлять? ( мешать)
Старик со старухой прожили жизнь душа в душу, ни разу не поссорились.
Он способный ученик, всех своих товарищей по любому предмету за пояс заткнёт.
На этот раз тебя простили, но заруби себе на носу. больше это не должно повторяться.
Доклад оказался интересным, и пароду в зале набилось как сельдей в бочке.
Он клялся, что говорит только правду, но видно было по всему, что он кривит душой.

Задание № 10. Замените наречия соответствующими по смыслу фразеологическими оборотами, данными ниже.

Он неохотно отдал единственный экземпляр своей рукописи.
Встали очень рано и отправились в путь.
Она безгранично предана своему делу.
Близнецы очень похожи друг на друга.
Пришлось очень долго дожидаться своей очереди.
Способный ученик решил задачу моментально.
Они сразу же понравились друг другу.
Кто-то очень громко кричал в соседнем помещении.
Позавтракали наспех, чтобы не опоздать к поезду.
Колхозники работали усердно, стараясь убрать урожай до дождей.

Слова: битый час, в два счёта, во всё горло, всей душой, как две капли воды, на скорую руку.

Задание № 11. Составить предложения с данными многозначными фразеологическими оборотами.

Например:

полным ходом, с предельной скоростью (о движении чего-либо);
усиленно, интенсивно работать, протекать, идти (о работе чего-либо).

Скорый поезд шёл полным ходом до пункта назначения.
Работа по уборки территории шла полным ходом.

1. Приходить/прийти на ум кому — в значениях:

возникать, появляться в сознании;
хотеть, желать, намереваться.

2. Принимать/принять (близко) к сердцу — в значениях:

воспринимать что-либо с повышенной чувствительностью, придавая слишком большое значение чему-либо; сильно переживать что-либо;
относиться к чему-либо с большой заинтересованностью.

4. Мыльный пузырь — в значениях:

то, что на самом деле оказывается неустойчивым, эфемерным, легко разрушающимся;
человек, производивший самое хорошее, положительное впечатление, но оказавшийся ничтожным, не положительным, ничего собой не представляющим.

5.Иметь место — в значениях:

быть; быть в наличии, присутствовать;
происходить, случаться.

Задание № 12. Опишите ситуации, в которых можно использовать данные фразеологизмы:

Бросать/бросить тень на кого, на что.
Браться/взяться за ум.
Бросать/бросить взгляд на что.
Бросаться/броситься в глаза.
В глубине души (сердца).
В двух шагах.
Верой и правдой (служить).
Вкривь и вкось.
Пальчики оближешь — язык проглотишь.

Задание № 13. Составьте предложения с данными словосочетаниями:

разбить врага
разбить нос
разбить на группы
разбить лагерь
разбить доводы

Расширение рамок слухового восприятия и преодоление слабости слухоречевых следов

Задание № 1. Послушайте слова и повторите их.

Логопед зачитывает серии слов: вначале по пять слов, а затем увеличивает количество слов, а затем просит их повторить. Перед повторением слов пациенту, логопед обязательно делает перерыв ( задаёт ситуативные вопросы и т. д.).

Аналогичные задания можно выполнять со слогами, словосочетаниями, предложениями.

1. Стол, очки, сапоги, врач, дерево;
2. Платок, ручка, кино, телефон, часы;
3. Мыло, утюг, сумка, булка, веник;
4. Вата, зонт, шапка, кошелёк, нос;
5. Ложка, лекарство, комната, картина.

Задание №2. Прослушать и повторить по памяти всю фразу, к которой я буду каждый раз наращивать по 1-2 слова.

Дачники варят варенье.
В июле дачники варят варенье.
В июле дачники варят варенье из малины.
В июле дачники варят варенье из малины и смородины.
В июле дачники варят варенье из малины, смородины и вишни.
В июле дачники варят вкусное варенье из малины, смородины и вишни.
В июле дачники обычно варят вкусное варенье из малины, смородины и вишни
В июле дачники обычно варят вкусное варенье из спелых ягод: малины, смородины и вишни.
В июле дачники обычно варят вкусное варенье из спелых ягод: малины, черной смородины и вишни.
В июле дачники обычно варят вкусное варенье из спелых ягод: малины, черной смородины, вишни, которое потом с наслаждением едят зимой.
В июле дачники обычно варят вкусное варенье из спелых ягод: малины, черной смородины, вишни, которое потом с наслаждением едят долгой холодной зимой.

Задание №3. Запомните слова и объедините их в одно предложение:

Например:

Окно – солнце – занавеска; В распахнутое окно ярко светило солнце, поэтому я задёрнул занавеску.

Футболист – мяч – ворота
Друг – телефон – дело
Портрет – карандаш – набросок
Удочка – рыбак – река
Вокзал – часы – поезд
Письмо – конверт – ящик
Велосипед – дорожка – парк
Новости – телевизор – диктор
Мяч – гол – ворота

Восстановление понимания развернутой речи

Задание № 1. Ответьте на вопросы к развёрнутому предложению, воспринятому на слух.

Небольшой прогулочный катер с веселой шумной компанией на борту плыл вниз по течению реки, чтобы причалить за городом в небольшой чистой бухте для продолжения затянувшегося празднования юбилея директора туристической фирмы.

Вопросы.

1. Какой катер плыл по реке? ( Небольшой прогулочный катер)
2. С кем на борту плыл катер? (с веселой шумной компанией на борту)
3. Как плыл катер? ( вниз по течению реки)
4. Где собирался причалить катер? ( за городом в небольшой чистой бухте)
5. Для чего причалил катер? ( для продолжения затянувшегося празднования юбилея
6. Чей юбилей праздновали на катере? (директора туристической фирмы).

Задание № 2. Ответьте на вопросы по тексту, воспринятому на слух.

Букет.

Бегала Катя по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Катя наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет.

Дома Катя поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов.

Вопросы:

Где бегала Катя?
Что она собирала?
Что сделала Катя с незнакомым растением?
Куда поставила Катя букет дома?
От чего разболелась голова у Кати?

Задание №3. Прослушайте фразы и исправьте ошибки:

В прихожей зазвонил звонок.
Повар поперчил суп перцем.
На небе светило солнечное солнце.
Мужчина зажал зажимом провод.
К весне зелень зазеленела.
Юная молодёжь гуляла до поздней ночи.
Диван запылился пылью.
На помощь смелому храбрецу кинулись воины.
На поле брани лежали мертвые трупы.

Задание № 4. Послушайте толкование слов и исправьте ошибки.

Например:

Корова – дикое животное. Корова – это домашнее животное.
Север – одна из трёх сторон света.
Чаща – пространство, заросшее травой.
Нога – верхняя конечность туловища.
Платье – мужская одежда.
Изнанка – наружная сторона одежды.
Малина – вкусный фрукт
Бас – низкий женский голос.

Задание №5: По описанию предмета или явления вспомнить слова на букву

(например, А)

. .. .. .. (аукцион) – публичная продажа тому, кто предложит более высокую цену
. . .. .. .. . ( аудиенция) — официальный приём у высокопоставленного лица
. . .. .. .. . ( аудитория) — помещение для чтения лекций
. .. .. .. ( афоризм) – краткое изречение
. . … …( аэропорт) – площадка для подъёма и посадки самолётов
. .. …( ацетон) — растворитель
.. … ( атлас) – шёлковая гладкая блестящая ткань
.. … .. . ( амнистия) – освобождение от судебного наказания
… .. … ( альманах) – непериодический литературный сборник

Задание №6. Как правильно сказать?

Девочка съела котлету. Котлета съела девочку
Телега везет лошадь. Лошадь везет телегу.
Мышка поймала кошку. Кошка поймала мышку.
Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.
Овца загрызла волка. Волк загрыз овцу.
Девочка спряталась за дерево. Дерево спряталось за девочку.
Земля освещается солнцем. Солнце освещается землей.
Море омывается берегами. Берега омываются морем.

Задание № 7. Ответьте на вопросы:

Учитель наказал маль¬чика. Кто провинился?
Волк съел овцу. Кто слабее?
Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?
Охотник убил утку. Кто стрелял?
Витю слушал учитель. Кто говорил?
Петю ударил Ваня. Кто дра¬чун?
Собаку укусила оса. Кто кусался?
Володю ждет Лена. Кто задержался?
Папа ругает сына. Кто провинился?
Лес позади дома. Что впереди?
Автобус впереди грузовика. Что позади?

Задание № 8. Выполните следующие инструкции.

Покажите:

1) ручку, карандаш; ручку каранда¬шом; ручкой карандаш; карандашом ручку;
2) тет¬радь, книгу; тетрадью книгу; книгой тетрадь; книгу тетрадью;
3) нож, вилку; вилку ножом; ножом вилку; нож вилкой;
4) ключ, монету; ключом монету; монету ключом;
5) монету, пуговицу; пуговицей монету; моне¬ту пуговицей; пуговицу монетой;
6) пальцем шкаф; шкаф пальцем; 7) пальцем дверь; 8) левым мизинцем нос;
9) левым указательным пальцем зубы.

Задание № 9. Какое из выражений правильно?

1. Я взял зонт, потому что шел дождь. Шел дождь, потому что я взял зонт.
2. Река замерзла, потому что пришла зи¬ма. Зима пришла, потому что река замерзла.
3. Све¬тит солнце, потому что на улице тепло. На улице тепло, потому что светит солнце.
4. Мы попали в кино, хотя у нас не было билетов.’ Мы попали в кино, хотя у нас были билеты.
5. Самолет разбился, хотя мотор был цел. Самолет разбился, хотя мотор был сломан.
6. Цве¬ты не поливали, потому что они засохли. Цветы засох¬ли, потому что их не поливали.

Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре

Задание №1. Закончите фразы двумя вариантами

Например:

1) Я зайду к товарищу, если у меня будет время.
2) Я зайду к товарищу, если он меня пригласит.

Я поеду на юг, если …
Автобус поедет дальше, если …
Приятели пойдут в театр, если …
Если пойдут дожди, я …
Если ты не собираешься идти в музей, …
Пошёл дождь, поэтому …
Автобусы уже не ходили, поэтому …
Мы сидели и спокойно разговаривали, как вдруг …
Жена приготовила ужин, когда…..

Задание №2. Придумайте начало для предложения:

Например:

… ведя за руку мальчика.

Из поезда вышла женщина, ведя за руку мальчика.

… в нужном человеку направлении.
… своего кумира на руки и вынесли его из зала.
… далеко не заурядным человеком.
… поведением этого администратора.
… у постели пострадавшего.
…а также земляника и малина.
…крепким здоровым сном.
…и переделать все самому.

Задание №3: Дополните предложения до 6-8 слов.

Например:

Ранней весной на проталинках появляется первая зелёная травка.

- около дома рос ……………….
- по реке тихо ……………………
- в лесу мы нашли ……………………
- через поле шёл ……………………….
- яркое солнце …………………………….
- маленький жук быстро …………………
- я пошла в магазин …………………….
- во дворе мужчина ……………………

Задание №4. Составьте предложения со словосочетаниями.

Например: Солист ансамбля великолепно исполнил песни военных лет на концерте, посвящённому Дню Победы.

вкусный обед
редкий экземпляр
душистая сирень
золотые украшения
дорожные работы
высокий рост
любимая книга

Задание № 5. Ситуативная беседа.

Логопед задаёт пациенту вопросы, о каких- либо событиях, которые произошли с ним ранее или просит рассказать о себе. Если пациент затрудняется ответить на вопрос, логопед помогает ему, задавая наводящие вопросы.

Кто Вы по профессии?………………………………………………………

Где Вы работали?………………………………………………………………

Какую должность Вы занимали?………………………………………

Кем работает Ваш муж?…………………………………………………..

Кем Вы мечтали стать в детстве?……………………………………….

Вы любите свою работу?……………………………………………………

В чём состоят Ваши обязанности?…………………………………….

Кем работал Ваш отец?……………………………………………………

Кем работала Ваша мать?…………………………………………………

Кем работает Ваша дочь?……………………………………………………

Задание № 6. Составьте диалоги или рассказы на следующие ситуации:

1. Расскажите своему другу о новом фильме, который вы недавно посмотрели.
2. Семья у телевизора смотрит развлекательную программу и комментирует выступления.
3. Расскажите подруге о новой кофте, которую вы недавно приобрели.
4. Опишите погоду за окном.
5. Договоритесь с другом о посещении выставки.
6. Уговорите приятеля осмотреть ещё один зал в музеи.
7. Расспросите прохожего как Вам лучше пройти к метро.
8. Политик со сцены убеждает избирателей голосовать на выборах за него. Задайте ему интересующие Вас вопросы.
9. Продавец на рынке нахваливает свой товар, уговаривая Вас купить его.
10. Экскурсовод рассказывает туристам об уникальном экспонате.
11. Убедите своего начальника в том, что Вы являетесь ценным сотрудником и Вам нужно повысить зарплату.
12. Вы продаёте старую, неисправную машину. Убедите покупателя, что продаваемая вами машина замечательная.

Задание № 7. Составьте рассказы на следующие темы:

1. Посещение концерта ( театра, кино, выставки).
2. Случай на пляже.
3. Весна в этом году.
4. Кто чем увлекается.
5. Любимое животное.
6. Любимое блюдо.
7. Любимый писатель.
8. Замечательный курорт.

Задание № 8. Закончите рассказы:

(Начало рассказа написано на карточке.)

Стоял солнечный субботний денёк. Мы с … решили в этот день …
Весна в этом году выдалась …..
Мы осмотрели все залы и экспозиции в этом …
Впервые находясь в …… , в замечательном городе, мы пошли прогуляться …

Совершенствование навыков звуко-буквенного ана¬лиза и синтеза

Задание №1. Восстановите исходное слово (например: «мдо — дом»).

В других случаях одно осмысленное слово путем перестановки букв может быть преобразовано в другое (например, «крот— корт»).

Обычно слова упорядочиваются по длине и частоте встречаемости.

Онс( нос), члу( луч), кеар (река), алун ( луна), шпаек ( пешка), занак ( казан) , адмевь ( ведьма), отпукап ( попутка).

Задание №2: Составьте слова из букв данного слова:

Например:

Автоматизация.
Слова: автомат, томат, заяц, мат, зима, вата…
Железнодорожный
Металлургический
Конституция
Водонепроницаемая

Задание №3: Подберите гласные буквы, чтобы получились различные слова.

Например:

Л..к, л..к, л..к, л..к — Лак, лук, люк, лик.
Б..к, б..к, б..к, б..к
Р..ба, р..ба, р..ба
Б..р, б..р, б..р
М..г, м..г, м..г
Р..д, р..д, р..д
С..н, с..н, с..н
Д..ма, д..ма, д..ма
Ст..л, ст..л, ст..л, ст..л
К..чка, к..чка. к..чка
К..ра, к..ра, к..ра

Задание №4. Подберите слова по первому слогу.

Например:

ПРА – вило БРА — тик
- дед — слет
- га — во
ПРУ — БРУ –
ПРО — БРО –
ПРЫ — БРЫ –
ПРЕ — БРЕ –
ПРЯ — БРЯ –
ПОС — БОС –

Задание № 5. Подберите слова оканчивающиеся на:

-ский, -ство, -чик; -вод-, -зор; — рь; — ал; — аж; -она; — оло.

Например: майский, государство, ларчик, пчеловод, узор, звонарь, бокал, гараж, ворона, слово.

Задание № 6: Перечислите по звукам слова. Определите какую позицию в слове занимает звук Н.

Например:

Абитуриент – а,б,и,т,у,р,и,е,н,т; Н- 9- ый звук в слове.

Абонемент, абориген, авангард, авитаминоз, агентство, агротехника, администрация , аккомпанемент, аксельбант, альтернатива, анахронизм, ангажемент, анестезия, антибиотик, антрепренёр, антресоли, антропология, апартамент, аппендицит, ассортимент, аттракцион, аудиенция.

Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи

Задание №1: Составьте поговорки из данных слов:

В два, рубит, топора, не спора, работа, да
Портной, сгадит, что, сгладит, утюг, то
За, бравшись, топор, не, срубишь, не, избы
Труда, без, бывает, не, добра
Охотник, зря, не, умелый, выпустит, стрелу
Достоин, труд, всякий, награды.

Задание №2. Составьте рассказ по серии сюжетных картинок.

Пациенты рассматривают сюжетные картинки, выясняют последовательность событий. Затем пациенты по очереди составляют по одной фразе к каждой картинке. Далее картинки убираются и пациенты пересказывают составленный рассказ без зрительной опоры.

Задание №3. Составить рассказ по заданным словам ( написанным на карточках).

Пациент составляет всевозможные предложения на основе заданных слов, так чтобы получился связный рассказ. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах.

Например:

«Удачная рыбалка». Слова: рассвет, река, удочка, щука, удача, ужин.
«Встреча». Слова: аллея, прогулка, школьная подруга, воспоминание, радость встречи».
«Весенняя прогулка». Слова: парк, погода, солнце, настроение, птички, радость.
«Летняя гроза». Слова: духота, жара, раскаты грома, вспышки молнии, ливень, радуга».
«Отдых на пляже». Слова: солнце, загорать, плескаться в воде, плавать на перегонки, заплыть далеко, выбиться из сил».
«Свободное время». Слова: проводить досуг, активный отдых, увлечение, собирать монеты, коллекционер, нумизмат».
«На озере». Слова: вода, утки, выстрел, охотник.
«Зима». Слова: мороз, шуба, валенки, перчатки, пальцы.

Задание № 4. Диалоги.

Возможно, использовать различные варианты диалогов. Когда диалог идет по одной заданной теме, темы меняются в процессе диалога.

В начале диалога логопед обычно вводит больного в контекст, подготавливает лексический и картинный материал, и только после этого начинается диалог. Больной может в процессе диалога пользоваться вспомогательным материалом.

Задание №3: Ролевые диалоги:

Например: экскурсовод и турист;
Политик – избиратели
Актёр – поклонники
Профессор — студенты
Парикмахер – клиент
Продавец – покупатель
Преподаватель – студент

Преодоление трудностей называния

Задание №1. Найдите обобщающее слово:

Мясо, колбаса, молоко, рыба, крупы — это …( продукты)
Ручка, чернила, бумага, ластик — это… ( канцтовары)
Таблетки, ампулы, шприц, вата, зеленка – это …( медикаменты)
Объем, длина, высота, ширина, вес….( измерения)
Волга, Жигули, Запорожец, Москвич — это…( марки машин)
Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой — … ( писатели)
Больница, школа, аптека, детский сад, театр, поликлиника – различные учреждения.

Задание № 2. Подбор понятий.

Даются слова, к каждому из которых пациент должен подобрать:

1)более общее родовое понятие (стол— мебель, шило— инструмент, ситец — ткань) либо, напротив, более частное понятие (цветок — роза, астра, пион, гвоздика; рыба — карась, карп, сёмга, лосось, щука, сазан; дерево – рябина, клён, тополь, осина, берёза, дуб;);

2) часть по целому и наоборот (стул — ножка, спинка, сиденье; нож — лезвие, ручка; стена — дом, полка— шкаф) и т. д.;
3) понятие, имеющее противоположное значение (здоровый — больной, высокий — низкий, большой — маленький).

Задание № 3. Подобрать слово по аналогии:

Пациентам предлагается пара слов, состоящих друг с другом в опре-деленных отношениях. Рядом с ними дается третье слово, к которому необ¬ходимо подобрать слово так, чтобы в новой паре возникли аналогичные от¬ношения. Например: высокий — низкий, добрый — ? и т. п.

В данных словах могут выступать отношения разной сложности, опирающиеся как на наглядные, так и на отвлеченные признаки.

Лошадь— жеребенок Корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
Ложка — каша Вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)
Коньки — зима Лодка (лед, каток, весло, лето, река)
Ухо — слышать Зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Собака— шерсть Щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)
Железо— кузнец Дерево (пень, пила, столяр, кора, листья)
Нога— костыль Глаза (галка, очки, слезы, зрение, нос)

Задание № 4. Исключение лишнего слова.

Даётся серии из 5 слов, 4 объединены общим признаком, 1 должно быть исключено:

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Задание № 5. Подобрать слова по признакам.

Пациентам предлагается как можно быстрее и больше назвать предметов, относящихся к одному классу, напри¬мер, только красных, или острых, или начинающихся с буквы «т» и т. п.

Например: Острым может быть нож, меч, язык, перец, коготь, вкус, угол, взгляд и т.д..

Логопедические игры

На групповых занятиях могут быть использованы и различные логопедические игры:

Игра «Кто больше?».

Группа делится на две команды и по очереди вспоминают и называют загадки/пословицы, в которых упоминаются имена числительные (или цвета, или звери, или части речи).

Игра «Хорошо- плохо»

Пример: Собака в доме.

1 команда «Хорошо».

- собака сторожит дом;
- дети учатся любить животных ухаживать за ними;
- собака поднимает настроение, лечит своих хозяев;
- собака объединяет, сплачивает семью и т.д,.

2 команда «Плохо».

- нужно гулять с собакой, кормить её;
- нельзя надолго уехать из дома;
- всюду в доме собачья шерсть, нужно чаще делать уборку в доме;
- собака может грызть, портить вещи и т.д..

Есть машина.

1 команда «Хорошо».

- машина здорово экономит время;
- помогает удобнее и комфортнее добраться до места;
- владелец машины может перевозить на ней различные грузы;
- хозяин может выгодно вложить деньги в машину и т.д..

2 команда «Плохо».

- машину надо ремонтировать, заправлять, мыть;
- на машине можно попасть в аварию;
- родственники, знакомые просят подвезти на машине и т.д..

Игра «Цепочка противоречий»

Задаётся какой – либо факт, процесс, явление или проблемная ситуация с очевидным противоречием затем формируется цепочка противоречий. Задача участников – найти способ разрешения противоречия и показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.

Игра « Паровозик»

Правила игры: первый участник называет любое существительное, второй участник должен сказать глагол, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось всё длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из участников опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Игра считается законченной, если никто из участников не сможет прибавить ни одного слова.

Пример:

Дом. Дом стоял. Дом стоял на пригорке. Дом стоял на лесном пригорке. Дом стоял на лесном пригорке возле сада. Дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с крыльцом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и трубой стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял на лесном пригорке возле зелёного сада.

Участники: Всё, больше мы не знаем.

Игра «Лесенка».

Все слова начинаются с одной буквы, и каждый следующий пациент называет слово, в котором на одну букву больше, чем в предыдущем.

Например: Сон – сало — сахар – сапоги- селёдка – самосвал – светофор- сахарница…

Главные требования к коллективной деятельности — она должна быть увлекательной, учитывать личные интересы пациентов и опираться на эти интересы, каждый пациент должен стать активным участником процесса. В процессе коллективного труда создаются предпосылки и условия для углубления индивидуальных интересов и склонностей пациентов, расширение круга их общения, накопления определенного социального и нравственного опыта.

Использование групповых логопедических занятий в комплексе мер по преодолению афазии легкой степени выраженности позволяет преодолеть нарушения произвольного внимания, стабилизировать эмоциональный фон, улучшить развернутую фразовую речь, уменьшить степень выраженности специфической симптоматики, развить коммуникативные навыки.

Реабилитационные мероприятия направлены на возвращение пациентов в социум, на восстановление утерянных способностей, на социализацию. И именно групповая форма работы в рамках стационарного отделения позволяет пациентам влиться в социальную среду, вновь почувствовать себя членом общества, что способствует дальнейшей социализации пациентов и после выписки из стационара.

Денисова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед

Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Тахилалия — этиология, механизмы и принципы логопедической работы Тахилалия — этиология, механизмы и принципы логопедической работы
Коррекционно-развивающие методики и направления «Волшебные ключики», позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС Коррекционно-развивающие методики и направления «Волшебные ключики», позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС
Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.