Аннотация: В статье рассматриваются нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся, посещающих школьный логопункт. Представлены возможные способы использования такой формы взаимодействия как видеокоррекция, раскрываются этапы ее осуществления.
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями детей, посещающих логопедические занятия
Очевидно, что старые формы работы с родителями постепенно изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей.
Первый раз логопед встречается с родителями обучающихся, зачисленных на логопункт после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий.
Для логопедов не является секретом, что для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений важны не только регулярные занятия с учителем — логопедом, но и активная помощь со стороны родителей ребенка в процессе работы. Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех обучающихся, с которыми он занимается исправлением звукопроизношения.
Очень часто родителям удобнее не включаться в процесс логопедической коррекции. Они не считают нужным выполнять домашние задания логопеда, не обращаются за консультацией к специалисту и т.д.
Причинами такого отношения различны:
• основная масса родителей не знает, чем занимается на занятиях с детьми школьный учитель-логопед;
• недооценивание своей значимой роли в воспитании и развитии детей;
• несерьезное отношение к речевой проблеме ребенка;
• опасение показать себя некомпетентными в решении возникшей проблемы.
Необходимое взаимодействие учителя-логопеда с родителями сводится к минимуму, либо вообще отсутствует. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах коррекционной работы с обучающимся, имеющим речевые проблемы. Родителям важно чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а специалист, близко к сердцу принимающий судьбу их детей, всегда готовый прийти на помощь. Надо всегда помнить, что авторитет логопеда во многом зависит от отношения к нему родителей.
Понятие «взаимодействие» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь. При этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Таким образом, даже если семья обучающихся с речевыми проблемами не желает идти на контакт с учителем — логопедом, не проявляет активности в совместной работе, мы, как специалисты, должны налаживать с ними связь, способствуя взаимодействию. Для этого разработано немало методов, приемов и форм работы.
Условно их можно разделить на традиционные:
- родительские собрания;
- лектории;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тетради взаимодействия;
- «Родительские пятиминутки» и т. д.
и нетрадиционные
- школьный сайт;
- «Клуб семейного общения»;
- «Родительская почта»;
- игровые тренинги и т. д.
К перечисленным нетрадиционным формам можно отнести и такую форму взаимодействия как видеокоррекция».
Видеокоррекция — форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия для оптимизации процесса коррекции.
Опыт показывает, что это самая продуктивная форма взаимодействия, которая удобна и интересна не только учителю-логопеду, но и самим родителя, а также и детям.
Учитель-логопед демонстрирует эффективные методы и приемы работы по устранению речевого нарушения, записывает домашнее задание с видео-инструкцией, а родители, в свою очередь, записывают видео выполнения домашнего задания.
Прежде чем использовать данную форму работы, нужно наладить контакт с родителями.
Поэтому можно выделить 3 этапа осуществления данной формы взаимодействия:
1 этап — предварительная работа, установление доверительных отношений. Данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей — это индивидуальные консультации, «открытые» и совместные занятия.
2 этап — показ образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка, посредством просмотра видео логопедического занятия с ребенком. В процессе просмотра видеозаписи занятия логопеда с ребенком наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.
3 этап — совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком. В процессе просмотра видеозаписи учитель-логопед акцентирует внимание, как на ошибках, так и положительных моментах, разъясняет пути дальнейшей коррекционной работы.
Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, позволяющей эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе коррекции, и осуществлять пошаговое обсуждение проблем.
По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей.
Чаще всего, в последнее время, в своей практике использую приложения телефона, Viber и WhatsApp, которые позволяют не только снимать видео — моменты коррекционного занятия, но и сразу же отправлять речевой и наглядный материал. Такая возможность значительно облегчает жизнь, как специалисту, так и родителям.
Больше не возникает таких моментов, как:
- домашнее задание не выполнено, потому что ребенок забыл, потерял тетрадь;
- родителям не было понятно каким образом выполнять задание, как помочь своему ребенку.
Поскольку такая работа проводится каждое занятие, динамика видна и родителям, и специалисту. Но особенно рады родители тому, что у них остается большое количество видеофрагментов, главным героем которых является их любимое чадо.
Современные технологии стремительно входят в нашу жизнь, позволяя нам находить новые все более доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность родителей, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
Список литературы:
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи /под ред. Вакуленко Л.С., Детство-Пресс, 2011г.
Сафина М.А.,
учитель-логопед