Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей, посещающих логопедические занятия

Взаимодействие логопеда с родителямиАннотация: В статье рассматриваются нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся, посещающих школьный логопункт. Представлены возможные способы использования такой формы взаимодействия как видеокоррекция, раскрываются этапы ее осуществления.

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями детей, посещающих логопедические занятия

Очевидно, что старые формы работы с родителями постепенно изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей.

Первый раз логопед встречается с родителями обучающихся, зачисленных на логопункт после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий.

Для логопедов не является секретом, что для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений важны не только регулярные занятия с учителем — логопедом, но и активная помощь со стороны родителей ребенка в процессе работы. Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех обучающихся, с которыми он занимается исправлением звукопроизношения.

Очень часто родителям удобнее не включаться в процесс логопедической коррекции. Они не считают нужным выполнять домашние задания логопеда, не обращаются за консультацией к специалисту и т.д.

Причинами такого отношения различны:

• основная масса родителей не знает, чем занимается на занятиях с детьми школьный учитель-логопед;

• недооценивание своей значимой роли в воспитании и развитии детей;

• несерьезное отношение к речевой проблеме ребенка;

• опасение показать себя некомпетентными в решении возникшей проблемы.

Необходимое взаимодействие учителя-логопеда с родителями сводится к минимуму, либо вообще отсутствует. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах коррекционной работы с обучающимся, имеющим речевые проблемы. Родителям важно чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а специалист, близко к сердцу принимающий судьбу их детей, всегда готовый прийти на помощь. Надо всегда помнить, что авторитет логопеда во многом зависит от отношения к нему родителей.

Понятие «взаимодействие» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь. При этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Таким образом, даже если семья обучающихся с речевыми проблемами не желает идти на контакт с учителем — логопедом, не проявляет активности в совместной работе, мы, как специалисты, должны налаживать с ними связь, способствуя взаимодействию. Для этого разработано немало методов, приемов и форм работы.

Условно их можно разделить на традиционные:

- родительские собрания;

- лектории;

- индивидуальные и групповые консультации;

- тетради взаимодействия;

- «Родительские пятиминутки» и т. д.

и нетрадиционные

- школьный сайт;

- «Клуб семейного общения»;

- «Родительская почта»;

- игровые тренинги и т. д.

К перечисленным нетрадиционным формам можно отнести и такую форму взаимодействия как видеокоррекция».

Видеокоррекция — форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия для оптимизации процесса коррекции.

Опыт показывает, что это самая продуктивная форма взаимодействия, которая удобна и интересна не только учителю-логопеду, но и самим родителя, а также и детям.

Учитель-логопед демонстрирует эффективные методы и приемы работы по устранению речевого нарушения, записывает домашнее задание с видео-инструкцией, а родители, в свою очередь, записывают видео выполнения домашнего задания.

Прежде чем использовать данную форму работы, нужно наладить контакт с родителями.

Поэтому можно выделить 3 этапа осуществления данной формы взаимодействия:

1 этап — предварительная работа, установление доверительных отношений. Данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей — это индивидуальные консультации, «открытые» и совместные занятия.

2 этап — показ образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка, посредством просмотра видео логопедического занятия с ребенком. В процессе просмотра видеозаписи занятия логопеда с ребенком наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.

3 этап — совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком. В процессе просмотра видеозаписи учитель-логопед акцентирует внимание, как на ошибках, так и положительных моментах, разъясняет пути дальнейшей коррекционной работы.

Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, позволяющей эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе коррекции, и осуществлять пошаговое обсуждение проблем.

По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей.

Чаще всего, в последнее время, в своей практике использую приложения телефона, Viber и WhatsApp, которые позволяют не только снимать видео — моменты коррекционного занятия, но и сразу же отправлять речевой и наглядный материал. Такая возможность значительно облегчает жизнь, как специалисту, так и родителям.

Больше не возникает таких моментов, как:

  • домашнее задание не выполнено, потому что ребенок забыл, потерял тетрадь;
  • родителям не было понятно каким образом выполнять задание, как помочь своему ребенку.

Поскольку такая работа проводится каждое занятие, динамика видна и родителям, и специалисту. Но особенно рады родители тому, что у них остается большое количество видеофрагментов, главным героем которых является их любимое чадо.

Современные технологии стремительно входят в нашу жизнь, позволяя нам находить новые все более доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность родителей, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

Список литературы:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи /под ред. Вакуленко Л.С., Детство-Пресс, 2011г.

Сафина М.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.