Из опыта работы по восстановлению связной речи при афазиях легкой степени выраженности

Статья посвящена вопросам восстановления связной речи у больных с нарушением экспрессивной стороны речи средне-легкой и легкой степени выраженности. Проанализированы механизмы нарушения связной речи при афферентной моторной афазии, эфферентной моторной афазии, динамической афазии. Представлен дидактический материал для занятий. 

Из опыта работы по восстановлению связной речи при афазиях легкой степени выраженности

Сенсорная афазияНа современном этапе развития науки связная монологическая речь рассматривается как особый вид речемыслительной деятельности, требующий формирования определенных навыков и умений, а при их утрате – целенаправленного их восстановления.

В связи с системным характером афатических расстройств, всегда следует работать над всеми сторонами речи, учитывая специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

Речевые трудности, специфические для каждой формы афазии, первичным дефектом которых является нарушение устной речи, легкой степени выраженности, наиболее отчетливо проявляются в различных видах связной монологической речи. Наличие нарушений в сфере других высших психических функций создает дополнительные затруднения в спонтанном восстановлении данного вида связной речи.

В работе над восстановлением связной речи у пациентов с нарушением экспрессивной стороны речи средне-легкой и легкой степени выраженности центральной задачей обучения остается преодоление первичного дефекта. И, тем не менее, на определенном этапе необходимо проводить целенаправленную работу по восстановлению определенных умений и навыков связной монологической речи.

Вопросы связной речи при афазии достаточно освещены в работах Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой (Бурлаковой), Э.С. Бейн, Т.Г. Визель и ряда других авторов. Авторы установили, что существуют специфические для каждой формы афазии виды нарушений связной речи, отражающие различную нейропсихологическую природу разных форм афазии.

Нарушение связной речи у больных с разными формами афазии

При афферентной моторной афазии в первую очередь и наиболее грубо нарушается произвольная речь, а все виды непроизвольной и автоматизированной речи могут оказаться доступными для произнесения этими больными. В этом случае нарушаются все виды устной и письменной речи — спонтанная, диалогическая и особенно монологическая.

Сущность этой формы афазии заключается в нарушении артикуляторного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность.

Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением артикулирования звуков и слов, активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой.

При эфферентной моторной афазии нарушение механизмов переключения с одной двигательной программы на другую приводит к распаду кинетической мелодии» речи, проявляющемуся в персеверациях, эхолалиях, препятствующих нормальному, плавному речедвигательному акту. Поэтому центральная задача обучения при эфферентной моторной афазии состоит в преодолении инертности в речевом процессе. Только лишь подготовив базу для работы над связной речью, целесообразно переходить к восстановлению различных ее видов.

Как и при других формах афазии, при динамической афазии также нарушается коммуникативная функция речи, прежде всего из-за дефектов таких ее свойств, как активность, намеренность, интенциональность, нарушается также и эмоционально-выразительная функция речи. Все эти дефекты протекают в синдроме гипомимии, гиподинамии, снижения общей психической и двигательной активности.

Наиболее отчетливо при динамической афазии нарушаются монологическая речь и развернутый диалог. Простой же диалог может быть доступен больным этой группы, поскольку диалогическая речь, представляя собой по механизму цепь готовых речевых реакций, является наиболее простой, менее произвольной формой речи, не требующей активности. Больным этой группы доступны лишь те речевые процессы (фразы), в которых уже заложены готовые программы высказывания.

Таким образом, несмотря на разные механизмы нарушения речи и картины его протекания при эфферентной и афферентной моторной и динамической афазии, при которых ведущим симптомом является нарушение устной экспрессивной речи, цель восстановительного обучения при данных формах афазии одна – восстановление связной речи.

Примерные варианты заданий

1. Задания, направленные на восстановление ориентировки в смысловой цельности связного высказывания.

А) Упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него.

Прочитать рассказ. Расставить слова по порядку и пересказать текст с опорой на данный набор слова.

Рассказ повествовательного характера

Набор слов

Весной около дороги Алёна и Слава нашли черепаху. Горячее солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по земле. Ребята обрадовались находке. Они сма­стерили для черепахи чудесный и уютный домик. На его дно дети постелили солому и вату так, что получилась мягкая постель. Ребята положили своему питомцу вкусный корм. Скоро черепаха привык­ла к новой квартире.

Корм, домик, дорога, солнце, земля, постель, весна, квартира, вата, находка, смастерить, привыкнуть, вкусный, дно, горячий, разбудить, солома, чудесный, идти, дети.

Рассказ описательного характера

Набор слов

Ежи очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда, быстро привыкают к людям. Ежи уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами. Могут защитить человека от ядовитой змеи. На зиму они устраивают под корнями деревьев норки. На своих острых колючках таскают туда мягкий мох и сухие листья. На всю зиму засыпают в такой теплой постели. Просыпаются только ранней весной. И сразу выходят на охоту. Зима, вред, люди, ежи, змеи, колючки, смирные, корни, мох, крысы, деревья, насекомые, листья, воевать, уничтожать, весна, охота, быстро.

Б) Упражнение на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

Прочитать рассказ. Расставить предложения в правильном порядке, убрать лишние фразы. Пересказать текст с опорой на предложения.

Рассказ повествовательного характера

Бессвязный набор предложений

 Высоко на дереве белка устроила гнездо. Однажды в лес забрались несколько мальчи­шек. Один из них пообещал приятелям достать бельчонка и начал караб­каться на дерево. Белка услышала шум и увидела своего врага. Она быстро вынесла из гнезда бельчонка и скрылась в ветвях. Спустя мгновение бе­лка вернулась и унесла из гнезда второго, а там и всех остальных дете­нышей. Весь исцарапанный, мальчик вернулся с пустыми руками. Приятели долго потом смеялись над его хвастовством. Высоко на дереве белка устроила гнездо. Один из них пообещал приятелям достать бельчонка и начал караб­каться на дерево. Нина играла на рояле. Она быстро вынесла из гнезда бельчонка и скрылась в ветвях. Однажды в лес забрались несколько мальчи­шек. В комнате сидели гости. Приятели долго потом смеялись над его хвастовством. Пришел лесоруб и срубил дерево. Весь исцарапанный, мальчик вернулся с пустыми руками.

Рассказ описательного характера

Бессвязный набор предложений

Жаба похожа на лягушку. Но она крупнее и не скачет, как лягушка, а ползает. Тело ее очень тяжело и неуклюже. Жаб не следует брать в руки. У них на спинке под кожей  есть много бородавок, наполненных едким соком. Это единственный способ ее защиты. Ни кусаться, ни царапаться она не может. Для жилья жаба выбирает себе какой-нибудь темный уголок под забором в саду или на дворе, в  куче камней. На зиму жаба зарывается в землю и спит там до весны. Ни кусаться, ни царапаться она не может. Когда яблоки созреют, они становятся сочными и ароматными. Для жилья жаба выбирает себе какой-нибудь темный уголок под забором в саду или на дворе, в  куче камней. Собака вцепилась в валенок и не хотела его отдавать. Этот жучок поведает вредителей растений. На зиму жаба зарывается в землю и спит там до весны.

В) Упражнение на сравнение рассказа и его деформированного варианта.

Прочитать рассказ. Расставить предложения в правильном порядке. Пересказать текст.

Рассказ повествовательного характера

Деформированный вариант рассказа

 Охотник переходил по льду реку и провалился под лед. Ружье легло поперек дыры, и охотник успел за него ухватиться. Его собака попыталась вытащить хозяина. Ей это не удалось, и она поспешила в деревню за помощью. Там она подошла к прохожему и до тех пор тянула его за одежду, пока тот не решился последовать за собакой. Таким образом жизнь охотника была спасена. Его собака попыталась вытащить хозяина. Ей это не удалось, и она поспешила в деревню за помощью. Охотник переходил по льду реку и провалился под лед. Таким образом жизнь охотника была спасена. Там она подошла к прохожему и до тех пор тянула его за одежду, пока тот не решился последовать за собакой. Ружье легло поперек дыры, и охотник успел за него ухватиться.

Г) Упражнение на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

Прочитать рассказ. Прочитать его неполный вариант. Рассказать, какой части текста не хватает. Пересказать текст полностью.

Описательный рассказ с элементами повествования

Некомплектный вариант рассказа

Животные довольно часто «усыновляют» малышей, совсем на них непохожих.

Однажды собака принесла в комнату яйцо, из которого уже собирался вылупиться цыпленок. Малыш всеми силами старался выб­раться из своей темницы.

Собака очень бережно помогла ему вылезти из скорлупы. Затем она погрузила язык в воду и дала новорожденному напиться. Потом собака осторожно вынесла цыпленка на солнце, чтобы обсушить его.

С этого времени она сделалась приемной матерью пуши­стого малыша. Собака ухаживала за цыпленком с такой любовью и за­ботой, что ей нередко приходилось защищать своего питомца от зависти других пернатых жителей двора.

Животные довольно часто «усыновляют» малышей, совсем на них непохожих.

Однажды собака принесла в комнату яйцо, из которого уже собирался вылупиться цыпленок. Малыш всеми силами старался выб­раться из своей темницы.

С этого времени она сделалась приемной матерью пуши­стого малыша. Собака ухаживала за цыпленком с такой любовью и за­ботой, что ей нередко приходилось защищать своего питомца от зависти других пернатых жителей двора.

2. Задания, направленные на восстановление умений и навыков связной речи.

А) Упражнения на восстановление порядка картин серии.

- Отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют почитанный специалистом рассказ. Расположить картинки по порядку. Пересказать текст с опорой на картинки. (Рисунок 1)

Виновник погрома

Женщина пришла с работы домой. Зайдя в прихожую, она увидела, что все вещи разбросаны по полу. В гостиной кто-то уронил со стола вазу с цветами и задел картину на стене. Рядом с книжным шкафом возвышалась груда книг. В спальне подушки и одеяла валялись в беспорядке. Письменный стол, бумаги, телефон – всё пострадало от чьих-то рук. Целый угол комнаты был запутан нитками. Схватив выбивалку для ковров, женщина бросилась в детскую на помощь своему сыну. В комнате перепачканный краской малыш спокойно рисовал кистью на обоях. Вот кто устроил такой беспорядок! Однако, увидев ребенка целым и невредимым, женщина с радостной улыбкой обняла его. Ведь всё остальное – мелочи!

- Восстановить заданный порядок картинок по ранее прослушанному рассказу. Пересказать текст с опорой на картинки. (Рисунок 2)

Рыбий жир

Мама решила дать ребенку рыбий жир. Посадила его на стул и протянула ему ложку. Мальчик отвернулся. Затем попытался убежать от мамы. Она поймала его за шиворот. Мама начала кричать на сына, когда подошел папа. Отец сделал мальчику строгое замечание. Сын продолжал упорствовать. Тогда папа схватил мальчика за руки, а мама попыталась влить ложку с рыбьим жиром сыну в рот. Ребенок вырвался, поднял крик и стал бить руками и ногами по полу. Наконец, оставшись наедине с бутылкой и ложкой, мальчик успокоился. Он подполз к бутылке, открыл ее и сделал несколько глотков. Довольный, мальчик даже облизался. А сколько крика было!

- Самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа. Составить рассказ по картинкам. (Рисунок 3)

- Расположить картинки в последовательности рассказа и составить рассказ с определенной эмоциональной установкой.

• Весёлый (Рисунок 4)

• Смешной (Рисунок 5)

• Грустный (Рисунок 6)

- Исправить «ошибку» в чтении специалистом рассказа посредством правильного расположения картинок серии. Составить правильный рассказ по картинкам. (Рисунок 7)

Шляпа

Мужчина купил в магазине красивую дорогую шляпу. Мужчина положил ее сушиться на скамейку. Сильный порыв ветра сорвал головной убор с головы мужчины. Шляпа промокла. Мужчина надел её себе на голову, а свою дорогую шляпу нацепил на пугало. Выйдя из магазина, он пошел прогуляться по набережной в своей обновке. Платье дамы намокло, а шляпа стала похожей на блин. Мужчина попытался ее выпрямить, но шляпа совсем потеряла форму. Проходя вдоль поля, хозяин шляпы заметил пугало. На пугале красовалась приличная на вид шляпа. Хозяин шляпы решил почитать газету и не заметил, как незнакомая полная дама села на его головной убор. Шляпу унесло прямо в пруд, и мужчине пришлось вытаскивать ее с помощью трости.

Ответ: Мужчина купил в магазине красивую дорогую шляпу. Выйдя из магазина, он пошел прогуляться по набережной в своей обновке. Сильный порыв ветра сорвал головной убор с головы мужчины. Шляпу унесло прямо в пруд, и мужчине пришлось вытаскивать ее с помощью трости. Шляпа промокла.  Мужчина положил ее сушиться на скамейку. Хозяин шляпы решил почитать газету и не заметил, как незнакомая полная дама села на его головной убор. Платье дамы намокло, а шляпа стала похожей на блин. Мужчина попытался ее выпрямить, но шляпа совсем потеряла форму. Проходя вдоль поля, хозяин шляпы заметил пугало. На пугале красовалась приличная на вид шляпа. Мужчина надел её себе на голову, а свою дорогую шляпу нацепил на пугало.

- «Распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серий картинок. Расположить картинки в последовательности рассказа и составить рассказы каждой из серий. (Рисунок 8)

Б) Упражнения, направленные на восстановление последовательности событий в рассказе.

- Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Галка

Галка стала пить воду. Галка хотела пить. Галка стала кидать в кувшин камушки. На дворе стоял кувшин с водой. Вода поднялась. В кувшине была вода только на дне.

 

Котенок

Котенок испуганно прижался к земле. Они взяли с собой котенка. Они грозно рычали и хотели его схватить. Дети стали рвать его и забыли про котенка. Псы бросились к котенку. Он был серый с белыми лапами. Вася и Катя пошли гулять за деревню. У дороги рос щавель. Вася бросился к котенку. По дороге ехал лесник с двумя собаками. Он закрыл его своим телом от собак.

В) Упражнения, направленные на восстановление умения формировать замысел рассказа.

- Самостоятельно из ряда картинок выбрать те, которые помогут придумать рассказ. (Рисунок 9,10)

- Составить рассказ по двум связанным/малосвязанным между собой сюжетным картинкам. (Рисунок 11-14)

Г) Построение связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания.

- Придумать продолжение рассказа к прочитанному фрагменту текста.

• Однажды Олег уговорил своего друга Костю отправиться на лодке ловить рыбу. Погода была хорошая, но рыба не клевала. Вдруг поплавок у Кости задёргался. Он потянул за леску, но та не поддавалась. Костя привстал, лодка покачнулась и…

• С самого утра всё шло не так. Илья Петрович не слышал сигнал будильника и проспал. Когда он сел завтракать, обнаружил, что закончился сахар, и кофе пришлось пить в горьком виде. Затем, торопливо одеваясь, Илья Петрович оторвал пуговицу на любимой рубашке. Выйдя из дома, он вспомнил, что забыл выключить утюг. Пришлось возвращаться. Но на этом неприятности не кончились…

• В некотором царстве жил царь. И была у него дочь – царевна. Всем хороша, да вот беда – ни разу она не улыбнулась и не рассмеялась. Что только не делал царь, чтобы развеселить Несмеяну! И артистов приглашал, и фокусников…

• В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничто живое не растет у ее берегов. Как перейти реку? Откуда взялась эта река?

• После долгого отсутствия и опасных приключений приехал Иван Царевич домой. Заходит во дворец – никто его не узнает и не здоровается. Что же произошло?

- Придумать начало рассказа к прочитанному фрагменту текста.

• …он выглянул в окно и увидел проходящего мимо по дороге Илью. Дима взял со стола книгу и помчался на улицу. Пришло время мириться!

• … они до сих пор с улыбкой вспоминают эту историю. Хотя в то время такой поступок казался им чем-то непростительным и неподобающим поведению воспитанных мальчиков.

- Придумать середину рассказа к прочитанным фрагментам текста.

• В небольшом городке случилось загадочное происшествие. Неизвестный злоумышленник спустил колеса у всех автомобилей, припаркованных на улице….
…Вот это настоящая дружба между человеком и птицей!

Д) Восстановление навыков и умений репродуктивных и продуктивных видов связной речи.

- воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленную программу (прямой пересказ).

• Прочитать текст, ответить на вопросы. Пересказать текст с опорой на вопросы.

Караси

Осенью, как наступят холода, караси забираются в глубокие тинистые ямы. В мелких, промерзающих до дна прудах они совсем зарываются в тину и проводят там всю зиму и начало весны. И только тогда, когда настанет настоящее тепло, когда пруд совсем очистится ото льда, когда весенние лучи хорошенько прогреют воду и поднимутся со дна водяные травы, караси выкарабкиваются из тины и показываются у берегов.
Вскоре после этого караси сбиваются в стаи и плывут к берегам метать икру. Икра эта желтоватая, и каждая икринка не больше макового зернышка. Икра плавает кучками поверх воды и прилипает к подводным растениям. Через несколько дней из икринок вылупятся маленькие прозрачные рыбки и весело заснуют, закопошатся в родном пруду.

Вопросы:

1. Куда забираются караси осенью для зимовки?
2. Когда караси выкарабкиваются из тины?
3. Какого цвета и размера икра у карасей?
4. Кто вылупится из икринок и через сколько дней?

Куй железо, пока горячо

Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих угольков, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом угли, чтобы жарче горели. Кузнец берёт кусок железа и кладёт его в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец достаёт раскалённое железо большими щипцами. Он кладёт его на железную наковальню и начинает ковать – выбивать тяжёлым молотом что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось. Трудна работа кузнеца. Тяжело поднимать щипцами большой кусок раскалённого железа, тяжело бить молотом. Больно глазам смотреть на раскалённое железо, на огненный горн. А раскалённые осколки железа так и летят при каждом ударе молота. Того и гляди обожгут.

Вопросы:

1. Как называется печь в кузнице?
2. Что приделано к печи сбоку и для чего?
3. Чем достаёт раскалённое железо кузнец?
4. Почему работа кузнеца считается тяжёлой?

• Прочитать текст, составить план к тексту. Пересказать с опорой на план.

Страж двора

Во дворе стола деревянная миска с мутной водой, в которую бросали корки черного хлеба для кур. Пес Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Это означало, что петух разъярился. Стремительно и страшно топая мозолистыми лапами, он помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился под дом. Петух победно захлопал крыльями.

 

«Война»

Я лежал на диване и курил. Вдруг я услышал в квартире наверху стук.
- Интересно, — подумал я, — они не понимают, что их пол – это мой потолок. Когда они стучат по полу, они стучат по моему потолку. Надо тоже постучать, потому что я должен им ответить.
Я взял швабру и постучал в потолок. Мои соседи тоже постучали. Более громко. Я постучал так громко, как мог.
Тогда мои соседи начали танцевать. Я не могу танцевать на потолке, и поэтому я включил музыку. Соседи тоже включили музыку. Тогда я взял пылесос, положил его на шкаф и тоже включил. В ответ наверху начала лаять собака. У меня нет собаки. Поэтому я начал лаять сам. Я лаял лучше, чем соседская собака. Через пять минут в квартире наверху было уже тихо. Я стоял на шкафу и слушал. Вдруг я услышал очень сильный шум. Мои соседи включили мотоцикл! Как ответить им? Я взял магнитофон и быстро побежал на стройку, которая находится недалеко от дома, где я живу. Там я включил магнитофон и записал шум стройки. Потом я вернулся домой и включил магнитофон на всю мощь. Мои соседи не ждали этого! Это была победа!
И соседи капитулировали: они помахали перед моим окном белым полотенцем.

 

Трудно угодить всем

В жаркий летний день по пыльным улицам одного города шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его. «Бедный ребенок,— сказал прохожий. — Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?» Отец принял этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Но прошло немного времени, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает как сул¬тан, в то время как его бедный пожилой отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? — заметила покрытая чадрой женщи¬на. — Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот бездельник и его сын развалились как на тахте. Бедное создание!» Объ¬екты критики посмотрели друг на друга и без слов слезли с осла. Но едва они прошли несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря: «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы, не везет даже одного из вас?» Отец протянул ослу пригоршню соломы и положил руку на плечо сыну: «Что бы мы ни делали, — сказал он, — всегда кто-то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решить для себя, что мы считаем правильным».

- Придумать рассказ к картинке. (Рисунок 15)

- Составить рассказ на заданную тему.

• Мой родной город.
• Мой любимый фильм.
• Моя любимая книга.
• Моя любимая телепередача.
• Моё увлечение.
• Домашние животные.
• Природа.
• Лучшие друзья.
• Интересный случай.
• Увлекательное путешествие.

Скачать Приложение

Скачать
Литература:

1. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М.: Издательство Московского психо-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2010.
2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: В. Секачев, 2000.
3. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В.Секачев, 2001.
4. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.:В. Секачев, 2005.
5. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.:АСТ:Астрель:ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Авторы:
1) Берсенева Евгения Сергеевна, логопед
2) Пещерина Татьяна Петровна, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке МБУ «Центр ППМСП» г. Болхов Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке МБУ «Центр ППМСП» г. Болхов
Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период
Рекомендации учителя – логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5-7 лет по лексической теме «Посуда» Рекомендации учителя – логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5-7 лет по лексической теме «Посуда»
Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией грубой степени выраженности Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией грубой степени выраженности

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.