Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

ОНРГоворя о таком речевом нарушение как общее недоразвитие речи можно сказать о том, что оно имеет разную степень выраженности: от целого недоразвития речевых средств общения до развёрнутой речи, но с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Отталкиваясь от коррекционных задач, Р.Е. Левина разделила многообразие недоразвития речевых сторон на 3 уровня.

В дальнейшем каждый уровень был охарактеризован соотношением основного дефекта и второстепенных проявлений, затормаживающих формирование речевых компонентов.

Чем выше уровень речевого недоразвития, тем выше уровень речевых возможностей. [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 367 с. ] Анализируя данные педагогического опыта в области изучения детей с общим недоразвитием речи, в логопедической практике было установлено, что 3 уровней речевого развития недостаточно для полного описания данного нарушения. Это было описано в ряде работ таких исследователей как Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева [Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.].

В процессе изучения детей с общим недоразвитием речи, в результате длительного комплексного психолого-педагогического обследования Т.Б. Филичевой был выявлен и описан еще один уровень общего недоразвития речи. [Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.]

Общепринятами признаками общего недоразвития речи считается:

  1. позднее появление первых слов;
  2. бедность всех сторон речевой деятельности;
  3. запаздывание в формировании, а не в понимании высказывания;

Причины ОНР

Причинами возникновения общего недоразвития речи могут послужить различные факторы. Т.Б. Филичева к причинам, которые вызывают ОНР, относит:

  • интоксикации и инъекции плода во время его вынашивания,
  • также различные травмы при родах, удушье, конфликт крови плода и матери,
  • а также травмы повлекшие за собой повреждение мозговой структуры в период от рождения до трех лет [Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. –М., 2000. – 314 с.].

Шаховская ссылалась на А. Ивнинг, которая указывает на то, что у детей с таким нарушением отсутствует образец слова.

Также одной из причин можно назвать неблагоприятные условия жизни ребенка, так считает С.Н. Шаховская [Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков/ Под редакцией С.С. Ляпядевского — М.: Медицина, 1969.].

У детей с ОНР наблюдаются различные нарушения связной речи это указанно в работах многих авторов, в том числе А.В. Ястребовой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, Р.И Спировой и др.

Большинство трудностей в усвоении навыков связной речи у детей с речевым недоразвитием связанно с не овладением лексической системы, фонетико-фонематической системы, грамматической системы; несформированностью звуковой и смысловой стороны речи. Добавочные затруднения в освоение связным высказыванием создают вторичные психические нарушения (воображение, память, восприятие и т.д.).

Три основных периода при первичном нарушении речи

Пути усвоения родным языком при нормальном развитии детской речи похожи с путями развития, становления речи при ее нарушении – это было выяснено в процессе их сравнивания.

При первичном речевом нарушение развитие речи подвергается трем основным периодам, которые были выделены А.Н. Гвоздевым в его работе «Вопросы изучения детской речи» [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.].

Первый период «Однословное предложение».

Предложение из двух слов-корней» можно сравнить и соотнести с первым уровнем речевого недоразвития «Отсутствие частоупотребляемых и многоупотребляемых слов».

При втором уровне «Задатки начальной фразы» дети развиты так, как дети с нормальным развитием развиваются на втором периоде по А.Н. Гвоздеву «Овладение грамматической структурой предложения» [Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка./ Под ред. С.И. Абакумова. — М.: АПН РСФСР, 1949. — 192 с.].

Период освоения ребенком морфологической структуры языка соответствует «Бытовой фразовой речи с проблемами в лексике, грамматике и фонетике».

Для лучшего понимания того, как формируется связная речь детей с общим недоразвитием, следует описать все 4 уровня [Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 367 с.].

4 уровня ОНР — описание

Первый уровень ОНР

Первый уровень речевого недоразвития характеризуется отсутствием фразовой речи.

Дети с первым речевым уровнем используют в своей речи лепетные слова, которые дополняют жестами и мимикой.

Лепет у них появляется в процессе подражания, который является достаточно долгим процессом. Лексическая сторона речи таких детей резко ограничена. В их активный словарный запас входит звукоподражание и нечетко проговариваемые односложные слова. Дифференциация предметов и действий едва присутствует. То есть обозначение действий меняется на название предметов и наоборот, например, слово-действие «раскрыть» заменяется словом-предметом «дверь» («древ»), слово-предмет «постель» изменяется на слово-действие «спать» («пат»).

Слова, то есть звукоподражания, которые присутствуют в речи детей с первым уровнем речевого развития, имеют многозначность.

Ребенок может выполнять элементарные просьбы взрослого, поэтому у окружающих может сложиться впечатление того, что ребенок все понимает, однако импрессивная сторона речи претерпивает значительное нарушение.

Из-за неразвитой, вялой артикуляции звукопроизношение имеет неустойчивый характер.

В самостоятельной речи, как отмечала Г.В. Чиркина, замечается неустойчивость в произнесении звуков и их разнотипность [Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Слоговая структура состоит из одного – двух слогов.

У детей с общим недоразвитием речи первого уровня сильно нарушены фонематические процессы. Без ориентирующих знаков формы единственного и множественного числа существительных в прошедшем времени детьми не различаются, они не понимают значения предлогов.

Второй уровень ОНР

При переходе ко второму уровню речевого недоразвития, к лепету и жестам прибавляется предложение, которое состоит из двух – трех слов.

Эти односложные предложения по своему содержанию бедны и одинаковы. Чаще всего они выражают слово-предмет или слово-действие.

Дети могут отвечать на вопросы и говорить о знакомых вещах и событиях, которые окружают его в жизни. Но на данном уровне фразовая речь не является сформированной [Волкова Л.С., Шаховская С.Н. (ред.). Логопедия – 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 364 c.].

Словарный запас остается беден, количество слов превышает качество. При взаимодействии слов в предложение наблюдается несовершенство. Дети употребляют не правильные падежные формы, ими испытывается затруднение в использовании единственного и множественного числа, в согласовании частей речи. При использовании предложных конструкций детьми допускается множество ошибок это и опущение предлогов и их замена при том, что существительные не изменяются.

В речи детей со вторым уровнем общего недоразвития можно заметить появление союзов и частиц.

В звукопроизношении таких детей наблюдаются замены, искажения и смешения.

Б.М. Гриншпун писал, что фонематических слух недостаточно развит, он отличается тем, что дети со вторым уровнем общего недоразвития не готовы к анализу и синтезу [Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.].

Третий уровень ОНР

Использование в речи простых предложений, характерно для детей с третьим уровнем общего недоразвития речи.

Данный уровень общего недоразвития речи наиболее часто встречается у детей младшего школьного возраста.

Импрессивная речь приближенна к норме, единственное затруднение в понимании вызывает овладение сложными грамматическими формами и логическими связями.

Дети в какой-то степени овладевают фразовой речью. Однако при относительно развернутой речи имеется неправильное использование лексического значения слов. Но размер словарного запаса растет. В речи детей можно слышать такие части речи как существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Чаще в их речи употребляются глаголы и существительные. Малое количество слов обозначающих предметы и качества, признаки и действия.

Т.В. Волосовец подчеркивает, что у детей нет многих названия слов, означавших мир растений и животных, явлений природы, профессий и т.д. [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.].

Для них характерно неверное употребление слов-предметов.

Также детьми могут допускаться ошибки в употреблении окончаний, ударений, применении предлогов, согласовании частей речи.

Как подчеркивала Т. В. Волосовец, многие дети неверно используют словообразовательные модели, так как их речевой опыт недостаточен.

В слоговой структуре слова нарушения не так ярко выражены, как и в звукопроизношении.

Фонематическое восприятие детей с ОНР третьего уровня нарушено уже в меньшей степени.

У речи детей с третьим уровнем отмечается большое число аграмматизмов. Лексические, грамматические недостатки и недоразвитие звукопроизношения проявляется в монологической связной речи, в таких видах как пересказ, описание, повествование. При пересказе детьми пропускаются части текста, «теряются» действующие лица, нарушается логичность. При описывающем рассказе дети приходят к обычному перечислению предметов и их частей.

Четвертый уровень ОНР

При общем недоразвитии речи четвертого уровня остается легкое недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

В звукопроизношении имеются специфические ошибки в виде повторов, замен, искажений.

В слоговой структуре слова могут быть допущены ошибки в словоизменении и словообразование.

Лексическая сторона речи детей с четвертым уровнем имеет весьма разнообразный характер, но значение редко встречающихся слов зачастую не понимают.

Формулировка пословиц и поговорок для них малопонятна.

При самостоятельном выстраивании предложений у детей с данным нарушением речи возникают трудности при логическом изложении мысли, в их речи можно услышать частые повторы и обострение внимания на моментах имеющих второстепенное значение.

У детей с ОНР 4 уровня при хорошем словарном запасе структура предложения формируется позже, чем у детей с нормой речевого развития, к такому выводу пришли Г.В. Чиркина и Е.Ф. Соботович [Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальныхтклассов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.- 240 с. ].

Связная речь детей с общим недоразвитием речи формируется в замедленном темпе с большим количеством особенностей и отличий от формирования связных высказываний обычных детей. В работах Т. В. Волосовец и ее соавторах указывается то, что связная речь детей с данным нарушением не логична, не последовательна, в ней отсутствует четкость, не соблюдаются причинно-следственные отношения [Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.].

Недостаточно сформированная связная речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется также маленьким запасом слов в словаре ребенка, который в дальнейшем превращает речь в бедную и стереотипную из-за множественного использования одних и тех же слов и словосочетаний.

Даже если ребенок с ОНР сможет обнаружить связь между словами в предложение, то при пересказе это выйдет как перечисление действий с пропусками действующих лиц и отдельных частей текста.

При описании предмета, по определенному плану, дети испытывают значительные трудности, так как у них не сформированы обобщающие понятия и связи их с остальными предметами, дети используют прием простого перечисления.

В развитии связной монологической речи детей с ОНР возникают трудности в построении полного сюжета, с правильно оформленным языковым высказыванием. Также при монологе возникают трудности в последовательности, пропусках частей сюжета, причинно-следственной связи и временных отношений. Данными особенностям сопутствует пониженная речевая активность, неумение определить главные и второстепенные элементы, члены текста.

В.К. Воробьева отмечает, что в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции не употребляются [Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи; АСТ, Астрель, Хранитель - Москва, 2006. - 160 c.].

При построении предложений они часто заменяют сложные предлоги простыми, неправильно оформляют связи слов внутри фразы, нарушают межфразовые связи между предложениями.

Исследования А.В. Ястребовой и Л.Ф. Спировой говорят, что в период начального школьного обучения лексико-грамматическая структура языка детей с ОНР значительно отстает от средств языка детей без речевых патологий.

Затруднения в отборе материала, последовательности изложения, программировании высказывания создает длительные трудности в период обучения [Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.].

Вывод

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при формировании связной речи детей страдающих общим недоразвитием выделяются следующие особенности:

  • употребление легких, простых и неточных фраз;
  • лексическая сторона речи наделена бытовыми, обиходными и часто употребляемыми словами;
  • >использование предлогов, союзов и местоимений в их наиболее упрощенном варианте;
  • несформированность навыка словообразования;
  • наблюдение частых аграмматизмов в речи.

Ульянова Анастасия Петровна, учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Родительское собрание на тему: «Зачем моему ребёнку логопед?» Родительское собрание на тему: «Зачем моему ребёнку логопед?»
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.