Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке МБУ «Центр ППМСП» г. Болхов
В настоящее время в нашей страны с каждым годом увеличивается ко-личество детей, имеющих различные нарушения развития речи.
Огромную и ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи при-надлежит учителю-логопеду. Но одних логопедических занятий недостаточ-но, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребёнку людьми – родителями, которые помогут сократить период коррекционного воздействия, сделают его более результативным, наиболее интересным и привлекательным для ребёнка.
Основной целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями является повышение активности семьи в коррекционно-развивающем процессе.
Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе обосновывается тем, что система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составля-ют важнейший компонент развития ребёнка.
На логопедическом пункте МБУ «Центр ППМСП» (далее Центр) обуча-ются дети разного возраста и уровня развития, с разными логопедическими заключениями (ОНР, ФФНР, несформированность всех средств языка, нару-шение чтения и письма, обусловленные несформированность всех средств языка вследствие недоразвития умственного действия анализа и синтеза, си-стемное недоразвитие речи).
Наиболее эффективными формами взаимодействия учителя-логопеда с родителями являются традиционные формы работы:
- индивидуальные тематические консультации,
- выставки логопедического журнала «Ловкие пальцы — красивая речь» (раз-работанный логопедом Центра),
- памятки для родителей,
- индивидуальные «Папки взаимодействия учителя-логопеда с родителями»,
- эпизодические посещения родителями занятий.
В 2018-2019 учебном году на базе Центра решила использовать еще одну форму взаимодействия логопеда и родителей. Проведение смотра – конкурса на лучшую разработку дидактическую игру/пособие по развитию речи на тему «Речь ребенка в ваших руках».
Цель конкурса: совместная детско-родительская оптимизация процесса со-здания дидактического оснащения педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи.
Задачи:
1. Содействовать распространению лучшего опыта работы родителей и их детей МБУ «Центр ППМСП» в рамках реализации развития речи.
2. Повысить уровень и качество работы с детьми по развитию речи на инди-видуальных занятиях и непосредственно-организованной деятельности.
3. Выявление и поддержка детско- родительских инициатив.
4. Стимулирование творческой активности педагогов в ходе создания дидак-тических материалов и пособий по развитию речи.
3. Участники конкурса.
Условия и основные требования:
1. Конкурс проводится в одной номинации. В первом полугодий 2018- 2019 учебного года это игры на развитие мелкой моторики.
2. Участники конкурса представляют дидактическую игру /пособия по разви-тию речи.
3. Представленная игра и игровые упражнения должны иметь название, цель, описание.
4. Дидактические пособия должны соответствовать:
- требованиям заявленной номинации;
5. Дидактические пособия должны быть разработаны с учетом возрастных особенностей детей.
6. Применение дидактических пособий должно обеспечивать качество разви-тия речи, возможность индивидуализации обучения, организа-цию образовательной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию речи у детей дошкольного возраста.
7. Дидактические материалы и пособия должны быть эстетически оформле-ны, безопасны в использовании.
8. Пособия могут быть выполнены в виде книг, азбук, альбомов, игрушек-самоделок, лого-кубов, стендов, ИКТ — пособий и др.
Также были разработаны критерии оценки работ и порядок проведения конкурса.
Родители подошли к конкурсу очень креативно и с большим интересом. В конце декабря состоялась выставка работ.
По окончанию конкурса члены жюри, педагоги Центра социальный пе-дагог, дефектолог, психолог, директор, проанализировали все предоставлен-ные игры и наградили победителей грамотами, всем участникам конкурса вручили благодарности.
Система методических мероприятий по организации взаимодействия учи-теля-логопеда с родителями способствовала повышению активности семьи в коррекционно-развивающем процессе.
Образцы работ представленные родителями с детьми
Бондарева Светлана Николаевна,
учитель-логопед