Конспекты занятий по восстановлению речи при дизартрии

ДизартрияВ данной работе представлены практические материалы по восстановлению речи у больных с дизартрией. Предлагаемые конспекты могут быть использован логопедами в групповой работе или адаптированы для индивидуальных занятий.

Конспекты занятий по восстановлению речи при дизартрии

Дизартрия – это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы.

На данный момент признаны несколько классификаций дизартрии. В основе классификации по принципу локализации, синдромологического подхода и степени понятности речи для окружающих (О. В. Правдива и др.) различают следующие формы дизартрии:

  1. бульбарную,
  2. псевдобульбарную,
  3. экстрапирамидную (или подкорковую),
  4. мозжечковую,
  5. корковую.

В классификации на основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств (И. И. Панченко) выделяют:

  1. спастико-паретическую,
  2. спастико-ригидную,
  3. гиперкинетическую,
  4. атактическую;
  5. спастико-атактическую;
  6. спастико-гиперкинетическую;
  7. спастико-атактико-гиперкинетическую;
  8. атактико-гиперкинетическую.

Направления работы по восстановлению речи при дизартрии:

1. Создание нервно-мышечного фона для выработки точных и координированных движений артикуляционного аппарата.
2. Нормализация функции дыхания.
3. Восстановление голоса.
4. Уточнение и закрепление правильного звукопроизношения.
5. Восстановление темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речи.
6. Формирование самоконтроля за произносительной стороной речи.
Занятия по представленным конспектам рассчитаны на 40-45 минут.

Занятие № 1

1. Релаксация

- Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени, дышите спокойно глубоко, послушайте короткий отрывок из художественного произведения — рисуйте мысленно картину, которую я описываю, отмечайте детали, краски:

«Вечер»

Наступил вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, зажглась звезда и дрожит в огнистом море заката… Вот небо бледнеет, синеет, отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою, наступает ночь.
(по И. Тургеневу)

- Почувствуйте, как расслаблены мышцы лица, спины, как расслаблены плечи, руки, ноги.

- Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза.

- Наклоните голову влево — вправо, выполняйте упражнение медленно, без рывков и резких движений (2-3 повтора).

- Наклоните голову вниз, прижмите подбородок к груди, поднимите голову вверх, потянитесь подбородком к потолку (2-3 повтора);

- Вытяните руки вперед, потянитесь вперед, опустите руки (2-3 повтора).

2. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры

- Нахмурьте брови, «рассердитесь», расслабьте лицо (3 раза).
- Поднимите брови вверх, «удивитесь», расслабьте лицо (3 раза).
- Подмигните 1 глазом, другим глазом (3 раза).
- Надуйте щеки, удержите на счет 10, расслабьте лицо (3 раза).
- «Посчитайте» зубы кончиком языка.

3. Работа над дыханием и голосообразованием

- Сделайте медленно глубокий вдох носом, выдохните через рот. Спокойный глубокий вдох и выдох, следите, чтобы плечи не поднимались, дышите животом.

- Сделайте глубокий вдох носом, выдыхаем и произносим звук:
У-У-У

- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произносим два звука:
УУУ-ИИИ

- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесем три звука:
УУУ-ИИИ-ООО

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе скажите:
УУУ-И-О-А, выделяйте голосом ударный звук.

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе скажите:
У-ИИИ-О-А, выделяйте голосом 2-ой ударный звук.

- Сделайте вдох, на выдохе скажите:
У-И-ООО-А, выделяйте голосом 3-ий ударный звук.

- Сделайте вдох, на выдохе скажите:
У-И-О-ААА, выделяйте голосом 4-ый ударный звук.

- Вдохните, на выдохе прочитайте две строки:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.

- Вдох:

Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

- Вдох:

Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

- Вдох:

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане.

- Вдох:

Рыжий месяц жеребенком,
Запрягался в наши сани.
С. Есенин.

4. Упражнения по восстановлению темпо-ритмической и интонационно- мелодической стороны речи

- Прослушайте слова, повторите, посчитайте сколько слогов в словах: коза, заноза, панорама, вилка, салфетка, команда, терпение, комбинация.

- Придумаете самостоятельно слова, в которых было бы 3-4 слога, произнесите свое слово выделяя голосом ударный слог.

- Подберите прилагательное к своему слову и произнесите словосочетания выделяя, голосом ударные слоги в словах.

- Положите ладони на стол, прочитайте стихотворение (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»), отстукивая ладонями ритм.

- Прочитайте стихотворение по очереди, по две строчки каждый, друг за другом, следите внимательно по тексту, соблюдайте ритм и стихотворный темп (при индивидуальной работе строки стихотворения прочитывают логопед и пациент).

- Повторите скороговорку: Около кола колокола.

- Задайте вопрос соседу, обратите внимание на интонацию вопроса: Около кола колокола?

- Ответьте с утвердительной интонацией: Около кола колокола.

- Произнесите с интонацией восхищения: Около кола колокола!

- Произнесите с интонацией сомнения: Около кола колокола.

- Прочитайте скороговорку в медленном темпе, нараспев (выполнение по образцу):

Еле, еле Лена ела, есть из лени не хотела.

- Ускорим темп:

Еле, еле Лена ела, есть из лени не хотела.

- Повторим в более быстром темпе:

Еле, еле Лена ела, есть из лени не хотела.

5. Самостоятельное высказывание

Пациентам раздаются карточки по теме «Профессии»

- Посмотрите на картинки: «Профессии». Опишите труд человека данной профессии, но не называйте её, а мы угадаем о ком идет речь.

Занятие № 2

1. Упражнения на общее расслабление

- Сядьте удобно, свободно положите руки на колени. Сожмите пальцы в кулак, кулаки крепкие напряженные, затем расслабьте руки (3 повтора).

- Сделайте глубокий вдох, опустите немного голову, на выдохе потяните мягко:

М-М-М-М-М (3 повтора).

2. Активизирующие упражнения

- Поднимите плечи вверх, опустите (3 повтора);

- Поднимите одно плечо вверх, опустите, поднимите другое плечо вверх, опустите (3 повтора).

- Поднимите руки вверх, медленно потянитесь (3 повтора);

- Нарисуйте носом в воздухе знак бесконечности медленно, плавно.

3. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры

- Надуйте щеки, удержите в таком положении на счет 10 (3 повтора);

- Надуйте только левую щеку, расслабьте; надуйте правую, расслабьте (3 повтора);

- Втяните щеки внутрь, расслабьте (3 повтора);

- Надуйте щеки, расслабьте и втяните щеки, расслабьте (3 повтора);

- Поднимите брови вверх, опустите (3 раза);

- «Нахмурьтесь», расслабьтесь (3 раза).

- «Нахмурьтесь» и «удивитесь» (3 повтора);

- «Конфета», спрячьте язык за левой щекой, за правой (до 10 движений);

- Покашляйте.

4. Работа над дыханием и голосообразованием

- Сделайте глубокий вдох носом, выдохните через рот.

- Представьте перед собой стену, «поставьте» на нее ладони, сделайте глубокий вдох, выдохните со звуком С-С-С-С-С, «отодвигая» стену от себя.

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе скажите слоги:

СА, пауза, СА, пауза, СА, полный выдох (3 раза);

- Глубокий вдох, на выдохе произнесите:

САС, полный выдох
вдох — САС СОС, полный выдох
вдох – САС СОС СУС, полный выдох
вдох – САС СОС СУС СЫС, полный выдох
вдох — САС СОС СУС СЫС СЭС, полный выдох.

- Вдохните, на выдохе прочитайте две строки:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей

- Вдох:

Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой.

- Вдох:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,

- Вдох:

Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

- Вдох:

Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,

- Вдох:

Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?

5. Упражнения по восстановлению темпо-ритмической и интонационно- мелодической стороны речи

- Произнесите звуки с различной интонацией (вопросительной, утвердительной):

ОА? ОА! ЭУ? ЭУ! АИ? АИ! ОИ? ОИ!

- Повторите скороговорку:

У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.

- Я задам вопрос, а вы должны ответить утвердительно.

У Ивана (?) рубашка, у рубашки кармашки.

Ответ пациента (утвердительно): У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.

- У Ивана рубашка (?), у рубашки кармашки.

Ответ пациента: У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.

- У Ивана рубашка, у рубашки (?) кармашки.

Ответ пациента: У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.

- У Ивана рубашка, у рубашки кармашки (?).

Ответ пациента: У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.

- Разделимся на пары и прочитаем диалог соблюдайте вопросительную и утвердительную интонации:

- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит живой?
- Живой.
- Ну, я пошел домой.

6. Самостоятельная речь

- Придумайте рассказ на тему: «Экскурсия». Нужно добавлять по очереди по одному предложению.

Занятие №3

1. Активизирующие упражнения

- Поднимите плечи вверх, потянитесь, опустите плечи медленно вниз (3 повтора).

- Поднимите одно плечо вверх, опустите, поднимите другое плечо вверх, опустите (3 повтора).

- Опустите голову вниз, потянитесь подбородком к груди, поднимите голову вверх, потянитесь носом к потолку (3 повтора).

- Опустите голову на левое плечо, потянитесь, опустите голову на правое плечо, потянитесь (3 повтора).

- «Нарисуйте» макушкой в воздухе 1 маленький круг, 1 большой круг.

2. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры

- Надуйте одну щеку, удержите в таком положении на счет 5, другую – 5 (3 повтора).

- Втяните щеки, удерживайте на счет 5 (3 повтора).

- Подмигните одним глазом, другим глазом (по 3 раза).

- Сильно за зажмурьтесь, расслабьте лицо(3 повтора).

- Спрячьте язык, за верхнюю губу, спрячьте за нижнюю губу (10 повторов).

- Спрячьте язык за левую щеку, спрячьте язык за правую щеку (10 повторов).

- Произнесите слитно: КХ, КХ, КХ.

3. Работа над дыханием и голосообразованием

- Сделайте глубокий вдох через рот, выдохните через нос (3 повтора).

- Сделайте глубокий вдох через рот, на выдохе произнесите звук: М-М-М

- Сделайте глубокий вдох через рот, на выдохе произнесите: МА-А-А-А.

- Сделайте глубокий вдох через рот, на выдохе произнесите: МА-МА, произносите слоги плавно, на одном выдохе.

- Сделайте глубокий вдох через рот, на выдохе произнесите: МА-МА-МА, произносите слоги плавно, на одном выдохе.

- Вдохните, на выдохе прочитайте:

Джонатан Билл, который убил
Медведя в темном бору,

- Вдох:

Джонатан Билл, который купил
В прошлом году кенгуру,

- Вдох:

Джонатан Билл, который скопил
Пробок два сундука,

- Вдох:

Джонатан Билл, который кормил
Финиками быка,

- Вдох:

Джонатан Билл, который учил
Петь по нотам козу,

- Вдох:

Джонатан Билл, который лечил
Ячмень на левом глазу,

- Вдох:

Джонатан Билл, который уплыл
В Индию к тетушке Трот;

- Вдох:

Так вот, этот самый Джо Билл очень…
Любил компот.

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе позовите (ИМЯ) громко: (ИМЯ), Ау!

- Отвечайте: Ау, я тут!

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе произнесите шепотом: (ИМЯ), ты тут?

- Ответьте шепотом: Я тут!

4. Упражнения по восстановлению темпо-ритмической организации речи

- Прочитайте стихотворение нараспев, дирижируя себе:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
А. С. Пушкин

- Прочитайте в ритме марша, отстукивая ладонями ритм:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А. С. Пушкин

- Прочитайте столбики слов, выделяя голосом ударный слог:

Машина
Синица
Молоко
Сатира
Облако
Никита
Калина
Человек
Волчица
Задира
Алгебра
Рябина
Картина
Обида
Медовик
Ботинки
Часики
Долина
Кабина
Пуговка
Кабинет
Курица
Булочка
Пугало
Устрица
Туфельки
Вареник
Мужество
Бусинка
Удочка
Химия
Решение
Метелица
Валерия
Суждение
Поленница
Соперница
Прошение

- Придумайте окончание строки в рифму:

Са – са – са – вот какие …
Су – су – су – мы увидели…
Со – со – со – застучало …
Си – си – си – срочно вызвали …
Ся – ся – ся – мы поймали …

- Прочитайте, соблюдая интонационные паузы и выделяя голосом важное слово:

Что, болит? — Что болит?

Ну что, споем? — Ну, что споем?

Как вы закончили? — Как, вы закончили?

Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.

Женя чувствовала, сестра просто так не уступит. Женя, чувствовала сестра, просто так не уступит.

5. Самостоятельное высказывание

- Прослушайте музыкальный отрывок (Рахманинов «Итальянская полька»).

- Расскажите, какие картины представляются в вашем воображении.

Занятие № 4

1. Релаксация

- Сядьте удобно, положите руки на колени, опустите голову, послушайте отрывок художественного произведения:

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим.

Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

По Л. Толстому

2. Активизирующая гимнастика

- Опустите руки вниз, сожмите кулаки, расслабьте их (3 повтора).

- Вытяните руки вперед, соедините пальцы «замочком», потянитесь вперед (3 повтора).

- Напишите носом в воздухе большими буквами М О Л О Д Е Ц.

3. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры

- Надуйте щеки, удержите в таком положении на счет 10 (3 повтора).

- Втяните щеки, удержите щеки на счет 5 (3 повтора).

- Надуйте щеки, сдуйте щеки — втяните щеки, расслабьте их (3 повтора).

- «Пополощите рот».

- «Вялое жевание».

- «Чистим зубы». Круговые движения языком круга, справа налево 3 круга.

- Позевайте.

4. Работа над дыханием и голосообразованием

- Сделайте глубокий вдох носом, выдох через рот (3 повтора).

- Сделайте вдох носом, на выдохе посчитайте вслух от 1 до 10;

- Сделайте вдох носом, на выдохе посчитайте вслух от 10 до 1.
- Сделайте быстрый вдох носом на счет 3, выдохните через рот медленно на счет 6.
- Мысленно «возьмите в руки мяч», будем сжимать «мяч» и произносить звук:
Ш – Ш – Ш.

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе произнесите:
ШАШ

- Вдох: ШАШ-ШОШ;

- Вдох: ШАШ-ШОШ-ШУШ;

- Вдох: ШАШ-ШОШ-ШУШ-ШИШ;

- Вдох: ШАШ-ШОШ-ШУШ-ШИШ-ШЭШ.

- Вдохните, на выдохе произнесите две строки, затем сделайте добор воздуха и продолжайте:

«Береза»

Белая береза
Под моим окном

- Вдох:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

- Вдох:
На пушистых ветках
Снежною каймой

- Вдох:

Распустились кисти
Белой бахромой.

- Вдох:

И стоит береза
В сонной тишине.

- Вдох:

И горят снежинки
В золотом огне.

- Вдох:

А заря, лениво
Обходя кругом,

- Вдох

Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин

- Произнесите выделенный звук более протяжно:

Уоаэиы
уОаэиы
уоАэиы
уоаЭиы
уоаэИы
УоаЭиы
уОаэиЫ
уоАэиИы
УоаЭиы
уОаэИы

5. Упражнения по восстановлению интонационно — мелодической стороны речи

- Повышайте и понижайте голос произнося гласные, подражая сигналу «скорой помощи»:
У У У

А А А

Э Э Э

И И И

А А А

О О О

- Произнесите фразы с разной интонацией:

Восхищенно: Ясное утро.
Рассерженно: Юркая ящерка.
Грустно: Елочка осыпается.
Утвердительно: Яхонт обработан.
С сожалением: Юрта устарела.
Удивленно: Яблоко упало.
Восхищенно: Ярмарка открыта.
С объясняющей интонацией: Утро солнечное.
Горестно: Эхо войны.
Безапелляционно: Адрес потерян.
Любуясь: Отблески солнца.
Вопросительно: Узкий коридор.

- Разделитесь на пары, прочитайте текст, используя средства интонационной выразительности: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением и грустью; а последние две — мечтательно, с преувеличенным восторгом:

- Эх, вздыхали рыбаки. Это разве судаки?
- Раньше вытащишь, бывало. Хвост, бывало, в полруки!
- Эх, вздыхали судаки. Раньше были червяки…
- Червяком одним, бывало. Наедались полреки!
- Эх, вздыхали червяки. Раньше врали рыбаки!.. Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки!

6. Упражнения по восстановлению темпо-ритмической организации речи

- Прочитайте слова по слогам, назовите ударный слог:

Окрестности
Геральдика
Двухкратный
Консистенция
Декадентство
Бальнеология
Опрометчивость
Лекарствоведение
Трансмиссия
Благоустройство
Офтальмология
Интерпретация
Декларировать
Комиссариат
Индустриализация
Синхронный
Товарищество
Втридорога
Медикаментозный
Тщеславие
Безвозмездный
Чревовещатель
Астрономический
Вундеркинд
Бензозаправка
Материализм
Чудодейственный
Водонепроницаемый
Герметизация
Диверсант
Пигментация
Инспектировать
Приурочивать
Сострадающий
Инвентаризировать
Осведомиться
Ходатайствовать
Гомеопатический
Беспристрастность
Трансплантация
Отстаиваться
Артподготовка
Литературоведение
Коммивояжер
Хронометрировать
Демилитаризованный
Парадигматический
Пацифистка
Дисквалифицировать
Абитуриентский
Аккордеонистка
Безнравственный
Администрация
Аэронавигационный
Кристаллизация
Инструментарий

- Прочитайте стихотворение. Первые четыре строки нараспев, дирижируя рукой:

Река раскинулась

Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

- Прочитайте следующие строки в ритме марша, отстукивая ритм двумя руками:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

- Читайте медленно нараспев:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

- Ритмично:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

- Медленно,нараспев:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица,
И мнет ковыль…
А.Блок

- Прочитайте скороговорки в медленном темпе, отстукивая ритм:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

- Немного ускорим темп (скороговорка прежняя).

- И еще в более ускоренном темпе (скороговорка не меняется).

7. Самостоятельное высказывание

- Составьте предложения со словами:

Куст – жук
Храбрец – ветка
Сундук – наследство
Нитка – паутина
Вечер – шалаш
Комар – ухо
Декабрь – ночь
Солнце – лес
Зерно – амбар
Вулкан – пепел
Расстояние – грузовик
Арка – путь
Хлопок – нить
Кольчуга – рыцарь
Пассажир – станция
Дупло – медведь

8. Пантомима

- Я раздам карточки, на которых написаны слова – действия. Ваша задача изобразить без слов написанное действие. Угадайте слово (рубить, варить, красить, месить, читать, забивать, считать…).

Список литературы:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. практичесое пособие / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – Айрис-пресс, 2005.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М.: изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005.
4. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология Обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.I: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2ч. – Ч. 2 Ринолалия. Дизартрия.
7. Панченко И.И. Речевые расстройства у детей церебральными параличами в поздней резидуальной стадии и особенности работы с ними. – М.:МГПУ. 2001.
8. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2007

Чибисова Галина Алексеевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: ,

Сейчас читают:

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в мир профессий» Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в мир профессий»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л]. Буква Л» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе: Тема: «Звук [Л]. Буква Л»
«Неделя русского языка» — предметная неделя русского языка и литературного чтения в начальной школе «Неделя русского языка» — предметная неделя русского языка и литературного чтения в начальной школе
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Продукты» в старшей группе с ТНР Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Продукты» в старшей группе с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.