Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Логопедическая работа при моторной афазииВ данной статье хотелось бы осветить механизмы эфферентной моторной афазии, а особенно грамматического строя речи при этой форме афазии.

Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Проблема моторной афазии и лежащих в ее основе физиологических механизмов начала изучаться более ста лет назад, когда П.Брока впервые описал синдром моторной афазии. Он локализовал лежащее в его основе поражение в нижнем поясе третьей лобной извилины левого полушария.

П.Мари отметил, что поражения головного мозга, наблюдавшиеся у больных с моторной афазией, далеко выходило за пределы основания третьей лобной извилины, распространяясь на нижние отделы постцентральной и частично на верхние отделы височной области. Все эти данные потребовали уточнения представлений о моторной афазии, а частично и пересмотра тех положений, которые были выдвинуты.

А.Р.Лурия детально рассмотрел синдром моторной афазии и выделил в нем нарушения речи по эфферентному типу и по афферентному, то есть разделил моторную афазию на афферентную и эфферентную.

Эфферентная моторная афазия обусловлена поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного полушария головного мозга. Нередко эту зону обозначают как зону Брока, который впервые выдвинул утверждение, что она ответственна за моторную составляющую речи.

При эфферентной моторной афазии нарушаются синтагматическая организация речи, основанная на жестком принципе, т.е. в слове может быть только последовательность звуков, обусловленная грамматическими нормами языка. В предложении предлог может стоять только перед дополнением.

Наиболее тяжело при эфферентной моторной афазии нарушается автоматизированный выбор самых подвижных, нестабильных единиц языка – словосочетаний, требующих соподчинения предлога с существительным, подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения, отвечающего на косвенные вопросы. Необычайно сложна функция глагола, который соподчинен с подлежащим и с дополнением и отвечает на вопросы: кто делает, что делает, с кем, с чем, где, когда, зачем и т.д.

При другом варианте эфферентной моторной афазии относительно сохраняется ритмико-мелодическая сторона высказывания. В речи больных немало экспрессии, восклицательных и вопросительных интонаций, но она отличается фрагментарностью и неполнотой высказывания. На ранних этапах выражено нарушение «чувства языка», которое особенно проявляется не только в понимании, но и в аграмматизме письменной речи. Кроме «глагольной» слабости (затруднений при подборе глаголов в процессе высказывания), имеющей место как в устной, так и в письменной речи, могут возникать вербальные парафазии, сказуемое может стоять в конце предложения, в следствии чего больной не может развертывать предложения в длину; определяется мнимая законченность высказывания. При эфферентной моторной афазии нарушена письменная речь: отмечается довольно много ошибок при письме, в основном в виде пропусков гласных и перестановок согласных звуков.

При произнесении серии бессмысленных слогов, а также малознакомых и сложных по слоговому составу слов возникает псевдодизартрия: нарушается произвольное оттормаживание начальных звуков слова, одни звуки «наползают» на другие. Из-за нарушения прогнозирования звукового состава слова и его мелодики проявляются незначительные паузы и долготы внутри слова, которые заполняются близкими по артикуляции звуками или их редуцированными призвуками.

Многолетние наблюдения за восстановлением речи у больных с эфферентной моторной афазией показали, что на раннем этапе после инсульта « телеграфный стиль» можно предупредить, своевременно введя в речь больного глаголы и существительные в косвенны падежах, предлоги и наречия [Шохор-Троцкая М.К. 1972, 1991; Бейн Э.С., 1964; Бейн Э.С., Овчарова П.А., 1970].

Центральным дефектом в синдроме эфферентной моторной афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннерваций, что ведет к нарушений своевременного переключения с одной серии артикуляторных движений на другу. В клинической картине этот синдром проявляется в персеверациях, которые затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков в этом случае остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за грубых персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Например, фраза: «Мой старший сын – студент института» — произносится больным следующим образом: « Сын… мой… мои… теперь… видите ли… ви… ви…».

Дефекты переключений, персеверации идут на фоне нарушений просодики речи, т.е нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации. У этой группы больных нередко плохо модулирован голос, слоги становятся равноударными из-за скандированности речи, речь бедно интонирована. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи резко снижена. При грубейшем нарушении устной речи она замещается речевыми эмболами, эхолалиями.

Нарушение этого звена в структуре речи ведет к дефектам реализации моторной программы высказывания, следствие чего нарушаются все формы и виды экспрессивной речи: монологическая, диалогическая, автоматизированная и т.д.

При этой форме афазии резко выражено нарушение конструирования фразы. Известный американский лингвист Р. Якобс писал, что поражение передних областей мозга ведет к нарушению контекстного использования слов или к нарушению конструкции фразы. Поэтому при таком поражении чаще всего нарушается грамматическое оформление фразы, и прежде всего оказывается затрудненной актуализация тех слов, которые несут грамматические функции (частицы, местоимения), а также зависимых слов (глаголы, прилагательные); независимые слова (существительные) остаются более сохранными. Примером крайнего нарушения структуры фразы служит « телеграфный стиль», являющийся переходной формой нарушения речи между эфферентной и динамической афазиями (Лурия, 1947, 1948, 1969)

Таким образом, центральным механизмом этой формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннервации, обеспечивающей своевременное переключение с одной серии артикуляторных движений на другую.

В процессе работы над грамматическим строем речи нами используются следующие методики: методика М.К Шохор-Троцкая направленная на поэтапное преодоление аграмматизма у больных с эфферентной афазией.

Данная методика призвана развивать у больных с афазией диалогическую речь, вводить в нее модальные конструкции, вопросительные, побудительные предложения, необходимые в повседневной жизни. Этот прием использовался М.К Шохор-Троцкая для предупреждения аграмматизма типа телеграфного стиля и при стимулировании речи у больных с эфферентной моторной афазией.

Методика предлагает использовать в работе с больными с афазией развернутую побудительную речь, схемы предложения, а также некоторые специальные упражнения для закрепления значений предлогов, наречий, флексий.

М.К Шохор-Троцкая предлагает проводить поэтапное введение различных видов упражнений для коррекции аграмматизма у этих больных, начиная с предложений без предлогов, затем предложений с простыми предлогами в виде заполнения пропусков слов в предложении. Больным предлагается составить фразы по картине, записать их, так как письменная речь закрепляет правильное построение фразы и «дает время» больному для обдумывания вариантов построения фразы.

Литература:

1. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.:АМН РСФСР, 1947-367 с.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.- М.: МГУ, 1962.-504 с.

3. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – М., 1964.

4. Цветкова Л.С.Нейро-психологическая реабилитация больных.- МГУ.:1985.327 с.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии ч. I и ч. II. (Методические рекомендации), М., 1985.

6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., «Медицина», 279 с.

7. Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии.- М.:Наука, 1986.-С. 154 — 200.

8. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход). Автореф. докт. дисс. — М., 2002

9. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947.- 255 с.

Екатерина Геннадьевна Старостина,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.