Коррекционно-развивающие методики и направления «Волшебные ключики», позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС

«Волшебные ключики»

Коррекционно-развивающие методики и направления, позволяющие успешно сотрудничать с ребенком РАС (из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №43 г. Краснодара И.В. Хорт)

Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей на сегодня около 65-70% от общешкольной популяции. Трудности в овладении письмом приводят ребенка к стрессовым срывам при выполнении письменных и устных домашних заданий, панических атак при сдачи различных тестов, экзаменов. Причем трудности, которые испытывает школьник, сохраняются и по окончании школы, приводя к трудностям в освоении профессии, требующей работы с оформлением текстов, договоров.

И с этими проблемами сталкиваются дети с сохранным интеллектом, вовремя нескорректированными проблемами письма и чтения.

Основная задача учителя-логопеда в школе состоит в своевременном выявлении и предупреждении нарушения чтения и письма.

В настоящее время дети с речевой патологией обучаются не только в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы НОО, но и в школах, реализующих основные общеобразовательные программы (ООП НОО).

Так в 2017 году в первый класс нашей школы была зачислена девочка с диагнозом –Атипичный аутизм эндогенного генеза с выраженным специфическим расстройством экспрессивной речи, гиперкинетическим расстройством поведения .IQ-69-71б. В выписке ПМПК «Детство» были рекомендованы:

- Образовательная программа: обучение в образовательной организации по адаптированной основной программе для обучающихся с расстройством аутического спектра (ФГОС НОО ОВЗ вариант 8.2);

- направления коррекционно-развивающей работы: занятия с учителем-логопедом по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности, развитию простой контекстной диалоговой речи, формированию алгоритмов освоения письменной речи.

Несмотря на большой опыт работы, с проблемами такого ребенка столкнулась впервые.

В своей статье хочу поделиться своими находками-«ключика», методиками, приемами, которые в итоге привели к положительным результатам.

Диагностику готовности ребенка к учебному процессу я провела в конце мая.

Основные сведения раннего развития ребенка были взяты из анкеты «Индивидуальная карточка ребенка» (см. приложение 1) и беседы с мамой.

Девочка родилась от первой беременности. Беременность протекала на фоне сахарного диабета, родилась на 34 неделе, кесарево сечение.
Раннее физическое развитие соответствовало норме. Наблюдалось речевое отставание_ первые слова к 3 годам, фразовая речь к 5,5 годам.

При обследовании наблюдалась некоторая расторможенность, эмоциональная лабильность, неусидчивость, повышенная отвлекаемость, при этом проявлялась навязчивость общения (это свойство общения, постаралась впоследствии направить в совместное решение поставленных задач).

Данные обследования.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата и состояние орального праксиса

Испытывала трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую..

Состояние звукопроизношения

Ламбдацизм

Динамическая сторона речи

Речь характеризовалась слабой модуляцией голоса: не сформированностью речевого дыхания, нечеткостью произношения, не всегда правильным синтагматическим ударением внутри фразы, наблюдалась интонационная незавершенность окончания фразы

Состояние фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Состояние фонематического слуха определить было трудно из-за особенности поведения; звуковым анализом и синтезом слов не владела.

Состояние импрессивной речи

Затруднялась стойко фиксировать взгляд на лице говорящего, картинке. Наблюдалась избирательность внимания. Знала своё имя, отзывается на него Простые бытовые инструкции понимала. Для их выполнения необходимо многократное повторение. Объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Сопротивлялась в принятии помощи.

Подражательная деятельность развита достаточно.

Состояние экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь)

Речевая активность достаточная. Объём активного словаря соответствует объёму пассивного словаря. В свободном речевом высказывании использовала простую распространённую, грамматически правильно оформленную фразу. Но эти высказывания имеют стереотипный характер, т.е. наблюдались однообразные повторения (эхолалия), «штампованные» фразы. На вопрос ребёнок часто отвечала неадекватно, стараясь перевести разговор в интересующую её тему.

Моторика.

Выраженное нарушение мелкой и общей моторики. Ребенок не мог сжать пальцы в кулак, удержать карандаш или ручку в руке.

При возбуждении интенсивное махание руками.

Согласно рекомендациям ПМПК и данным обследования, была составлена программа АОП НОО для ребенка РАС, утвержденная на МО. Был разработан индивидуальный план коррекционной работы по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия ребенка ОВЗ (вариант 8.2) на учебный год, утвержденный ПМПк школы. С программой и индивидуальным планом была ознакомлена мама девочки (см. приложение 2). И с 15.09 17 г. мы приступили к коррекционно-воспитательной работе.

Главной задачей этого периода стало установление эмоционального контакта с девочкой на вербальном уровне через включения её в игровую деятельность. Занятия строились по принципу сопровождения, поддерживания, постоянного оречевления и обязательной положительной эмоциональной оценкой. Постепенно были установлены зрительный и телесный контакты, у ребенка возникла положительная эмоциональная реакция на мое появление ( девочка с радостью заходила в кабинет и шла на контакт) .

Стала возможна совместная работа: выполнение артикуляционной, пальчиковой гимнастик, выполнение заданий по развитию зрительно-моторной координации (штриховки, раскраски и т.д) . Девочка адекватно реагировала на обращенную речь. Произошло самое важное – эмоциональное вовлечение ребенка в процесс коррекционно-развивающего обучения. В работе по обогащению словарного запаса тоже произошел прорыв. За основу этой работе я взяла методику Е.М.Косиновой, представленной в пособии «Лексическая тетрадь».(см. приложение 4) В ней осуществляется принцип многоуровневой подачи материала. Все задания представлены в интерактивной форме: ребенок не только смотрит и слушает, а обводит, соединяет, раскрашивает.

У девочки стали проявляться творческие способности. В беседе с мамой я обратила её внимание на это. Мудрая мама прислушалась, и стала водить девочку на индивидуальные занятия рисования и лепки. Изученный материал закреплялся дома .В этой работе очень помогло пособие состоящие из четырех альбомов разработанное Н.Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР». Преимущество этих альбомов состоит в том, что темы легко можно увязать с пройденным материалом. Родителям не надо переписывать домашнее задание логопеда, подбирать картинки, рисовать и наклеивать. Красочные иллюстрации поддерживают интерес ребенка к занятиям.

В конце второй четверти уже стало понятно, что «фундамент» для дальнейшей работы положен, можно «класть кирпичики».

Этими «кирпичиками» стали: умение составлять предложения, правильно употреблять имена существительные разных падежных конструкций, обогащение словарного запаса глаголами и многозначными совами, употребление в речи простых предлогов. И опять же в этой работе очень помогли пособия Е.М.Косиновой.

Букварный период тоже не встретил негативной реакции у девочки.

Для обучения чтению был выбран « Логопедический букварь» (см. приложение 4) Е.Косиновой, и альбомы С.П.Цукановой «Я учусь говорить и читать». Преимущество этого букваря в том, что изучение букв расположено в особом «логопедическом» порядке. Сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произношения звуки, потом изучает звуки, в которых нарушено произношение. В книге много упражнений для запоминания образа букв, выделения первого звука в слове, смыслового значения слова, предложения. Есть задания, которые выполняются вместе со взрослым, что очень важно для ребенка с РАС. Работа с альбомами.

П.Цукановой помогала воспитывать у девочки внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие. Таким образом, осуществлялась целостность методики и программного материала. Для закрепления полученных знаний очень хорошо подошла рабочая тетрадь «Играем, читаем, пишем». Это методическое пособие разработано Е.О.Астафьевой (см. приложение 4)

Сложилась целостная система подачи материала, которая обеспечила необходимую базу знаний, умений и навыков. При изучении печатных букв стало обязательным выделение их разным цветом. Буква, обозначающие гласные звуки печатается красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные — зеленым цветом. Ещё обязательное условие – все письменные работы выполняются гелевыми ручками. Таким образом, мы добились равномерного нажима ручкой на лист бумаги без особого усилия на неё.

Для домашнего задания и закрепления полученных знаний использовалась тетрадь-помощница О.А. Ишимовой «Чтение от слога к слову». ( см.приложение 4) Упражнения, направленные на формирование зрительно-пространственной ориентации, зрительно-двигательных, речедвигательных и речеслуховых представлений. В пособии предусмотрено самостоятельное промежуточное оценивание результатов выполнения заданий для развития самоконтроля, что так необходимо развивать у ребенка с РАС.

Удивительные особенности проявились у девочки при обучении чтению. Она быстро перешла от слогового чтения к чтению целыми словами, при этом понимая прочитанное.

Итак, к концу первого года обучения грамоте мы подошли со следующими результатами:

- появилась мотивационная основа для дальнейшей коррекционной работы;
- сформирована полноценная психологическая база речи (слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.);
- устранение неправильного звукопроизношения ( звук Л поставлен, слабо автоматизирован в речи);
- развитие навыка звукового анализа и синтеза;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие механизма письма и чтения
- развитие психических процессов : внимания, памяти, логического мышления

В конце первого года обучения был разработан план второго года обучения.

Кроме психологических особенностей развития, в приоритете стало развитие навыков письма в период обучения грамоте. Особенности данной работы в том, что она тесно перекликается с учебным планом педагога.

Задачи 2-го периода:

- развитие подвижности речевого аппарата;
- совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
- автоматизация ранее поставленных звуков;
- учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно — акустическим признакам;
- обогащать импрессивный и экспессивный словарь по заданным лексическим темам;
- развивать высшие психические функции;
- совершенствовать языковой анализ и синтез;
- учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции;
- развивать навык письма и чтения.

Для осуществления задач второго периода была подобрана следующие методики и литература.

Сразу хочу обратить внимание, что в первом этапе работы выработался алгоритм работы печатания букв. У девочки сформировался четкий дифференциальный подход обозначения звуков и букв на письме. Так буквы, обозначающие гласные звуки обязательно пишутся красным цветом, буквы, обозначающие мягкие согласные звуки зеленым, твердые согласные синим цветами. Ручки (акцентирую, только ручки и лучше гелевые) меняются при письме, тем самым осуществляется дополнительная гимнастика для пальцев рук, способствующая развитию точности написания букв и обязательному отрывному письму.

Итак, для перекодирования печатных букв в письменные были взяты прописи Т.Ф. Воронской. Ранее я удачно пользовалась ими, работая с детьми, у которых наблюдались грубые нарушения мелкой моторики (см. приложение 5).

Развития письма осуществлялось в рабочей тетради, являющейся учебно-методическим пособием «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте», разработанной Ю.Е.Розовой, Т.В. Коробченко (см. приложение 5).

Опробовав эту методику, хочется сказать авторам – Огромное Спасибо!

Работая по этой методике, удалось главное — эмоциональное вовлечение девочки в процесс обучения.

Дальнейшая работа по развитию связной речи формировалась на авторском материале Созоновой Н.Н. Куциной Е.В. «Фонетические рассказы и сказки» (см. приложение 6). Работа по этим тетрадям помогла развить у девочки способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научила понимать и пересказывать прочитанное. Каждый текст, включает грамматические задания на словообразование, словоизменение. Согласование различных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению.

Результатом эффективной коррекционной работы этого периода стало:

- умение правильно произносить звуки;
- умение различать гласные и согласные звуки;
- умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;
- умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;
- правильный выбор языковых средств общения;
- развитие устной речи как основы формирования чтения;
- развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
- умение различать букву и звук;
- осмысленное чтение;
- правильное письмо: списывание и навык письма под диктовку;
- понимание функции небуквенных графических средств ( пробел, знак переноса);
- различение слова и предложения, предложения и текста;
- самооценка результативности работы.

В приложении 3 представлены образцы письменных работ нашей чудесной девочки.

Таких высоких результатов добились благодаря взаимосвязанной работе учителя, логопеда и мамы. Правильно подобранными методиками и системой обучения.

В статье я хотела поделиться своими наблюдениями, обобщением опыта работы с ребенком РАС в период обучения его грамоте. Предложить опробованные на практике методики, пособия, приемы, способствующие эффективности коррекционно-воспитательной работы, приведшие к положительным результатам.

Желаю всем удачи в таком нужном и благородном деле!

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы. – М. : Учитель,2015г.
2. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников,.- М.: Сфера, 2-13г.
3. Воронкова Т.Ф. Прописи. – М.: Книголюб, 2006 – 72 с. ( Развитие и коррекция)
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.Организация логопедической работы в школе. – М.: Издательство «ТЦ Сфера»,2007. (логопедия в школе)
5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-методические пособия/Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. Ред. О.В. Елецкой.- Рабочая тетрадь. – Ч1,2. – М : Редкая птица, 2018 .-96с.- (Логопед-практик).
6. Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки – Екатеринбург: ООО 2 Издательство дом Литур», 2018.- 32 с. (Рабочая тетрадь).
7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбомы 1,2,3,4/ Н.Э Теремкова 3-е издание, испр.-М.: Издательство гном, 2016.-48с.
8.Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбомы 1,2,3, для индивидуальной работы/ С.П. Цуканова, Л.Л.Бетц- М.: Издательство ГНОМ,2013.-64с.

Приложение 1.

Индивидуальная карточка ребенка

Индивидуальная карточка ребенка (заполняется родителями)

11

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С РЕБЕНКОМ НА ___________ УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И. ___________ класс_____

• подготовительный этап

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:

а) развитие мотивационной основы для дальнейшей коррекционной работы (установить контакт с ребенком, вызвать интерес к логопедическим занятиям);

б) формирование полноценной психологической базы речи (развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

г) укрепление физического здоровья (консультации узких специалистов, при необходимости – медикаментозное лечение, массаж, и т. д.).

в) автоматизация звуков в речи.

• развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа (умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце/, определять твёрдость-мягкость звука, называть первый, второй и т. д. звуки, определять количество слогов в слове);
• расширение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи (умение изменять слова по родам, числам, падежам, образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, согласовывать слова друг с другом, правильно употреблять местоимения, и т.д.);
• развитие связной, выразительной речи (обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картинок; пересказу, нормализация просодики);
• Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, логического мышления, ощущения, воображения);
• Развитие сенсомоторики (правильное определение величины, цвета, формы предметов, развитие тактильных ощущений).

Все этапы идут параллельно с коррекцией произношения на базе правильно произносимых звуков

Учитель-логопед:…
Родитель:…

Приложения:

11

 

11

 

И.В. Хорт,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.