В статье акцентируется внимание на необходимости создания специалистами позитивного эмоционального фона в работе с пациентами, что положительно влияет на достижение успехов в реабилитации нарушенной речевой функции.
Положительный эмоциональный фон как основа успеха в реабилитации речевой деятельности
Пациенты, перенесшие инсульт или черепно-мозговую травму, сталкиваются с огромными трудностями, связанными с потерей коммуникации. Период осознания случившейся катастрофы характеризуется подавленным настроением, «уходом в себя», утратой жизненных интересов.
Для повышения активности больного и увеличения заинтересованного участия пациента в процессе лечения необходимо создавать положительный фон настроения в ситуации занятий. Это должно исходить от специалистов, работающих с пациентами.
Создание положительного эмоционального фона на занятиях ведет к более продуктивной работе и достижению лучшего результата.
Каждый пациент индивидуален в проявлениях речевых нарушений, нет одинаковых, полностью схожих картин нарушений речи, все тонкости коррекционной работы подбираются сугубо индивидуально, опираясь на разработанные методики.
Направлять свои эмоции на достижение положительного результата — важная составляющая работы специалиста, которая требует огромных сил и энергетических затрат. Каждый человек уникален, неповторим и это необходимо учитывать в работе. Важно уметь распознать характер пациента , чтобы знания тонкостей человеческой натуры пошли на пользу в организации восстановительного процесса.
Знания психотерапевтических приемов, которые ежедневно специалисты используют на занятиях, способствуют установлению контакта и созданию положительного настроя в достижении результатов. Требуется раскрытие своих собственных природных способностей, необходимо творческое вдохновение, которое будет целебным для пациента. Важно различать эмоциональные тонкости, вплетающиеся в жесты и мимику пациентов – все это важно уловить, прочувствовать.
Положительные эмоции — дополнительный рычаг к мотивации, они вселяют надежду, способствуют достижению поставленной цели и помогают пациенту быть упорным. Вирус доброжелательности — вот чем должен быть заражен специалист! Добрая искренняя улыбка – основа позитивной коммуникации с пациентом. Эмоции должны созидать! В своей работе логопед, как талантливый артист, выходящий на сцену, вовлекает в общение пациента, а итоговыми аплодисментами являются постепенные шаги положительной динамики восстановления речи.
В восстановительной работе хочется указать на важность подачи эмоционально значимого для пациента речевого материла. Не следует пренебрегать внимательным изучением анамнеза пациента, выяснением его премобидного и образовательного уровня, чтобы не создавать психотравмирующей ситуации на занятиях.
Надо стать с пациентом одной командой, это позволит свернуть горы. Своей мощной положительно заряженной энергией специалист демонстрирует движение вперед , пациент подхватывает, старается, заряжается правильным настроем , что в свою очередь дает подкрепление имеющимся реабилитационным возможностям. Опыт работы с пациентами имеющими речевые нарушения показывает, что эмоциональный комфорт, создаваемый в процессе работы, ведет к повышению результативности реабилитационной работы. У пациента от ощущений энергии, способностей и знаний логопеда возрастает желание добиваться поставленных целей.
Валентина Юрьевна Скачкова,
логопед ЦПРиН