Аннотация: Данный материал будет полезен и интересен родителям для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию фонематического слуха.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Она оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Всякая задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Особенно важно развитие фонематического (звукового) восприятия, т.е. способность ребенка на слух воспринимать и различать звуки речи.
Установлено, что дошкольники с недоразвитием фонематичности при обучении в школе читают медленно и с ошибками, при письме пропускают местами буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в концеслова.
Очень часто ошибки детей связаны с неумением различать на слух похожие звуки: «ш-ж», «с-з», «ц-з». Например, они заменяют и пишут «сапка» вместо «шапка», «мух» вместо «жук».
Кроме того, опережающее развитие фонематического слуха положительно сказывается и на исправлении недостатков в звукопроизношении.
Ребёнок произносит «мафина» вместо «машина», потому что он просто не различает звук «ш» в потоке остальных звуков. Вот почему родителям необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха у ребёнка дошкольного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Этот возраст отличает особый интерес к звукам, словам, и чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь ребёнка в интересную игровую деятельность.
Играть с ним можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, ожидая прием у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Например, взрослый предлагает ребёнку сказать: «мяу» громко (кот сидит рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот).
Аналогично можно заменить «мяу» на «иго-го» (лошадка), «гав» (собачка), «ква-ква», «бе-е-е».
Взрослый: «Теперь я буду говорить, а вы отгадайте кто или что так делает: «А-а-а».
Ребёнок: «Девочка плачет. Певица поёт.»
Взрослый: «У-у-у».
Ребёнок: «Пароход гудит. Дудочка звучит». «О-о-о»: «Удивилась мама». «Ш-ш-ш»: «Лес шумит, поезд». «С-с-с»: «Ветер свистит. Шарик лопнул». «Ж-ж-ж»: «Жук жужжит». «З-з-з»: «Комарик, пчелка поёт».
Ребенок с удовольствием поиграет со взрослым в игру «Поймай звук», направленную на выделение в звуковом потоке гласного звука (а, о, у, и, ы, э). Взрослый называет и многократно повторяет один гласный звук, который ребенок должен услышать и выделить среди других (хлопнуть в ладоши, когда услышит; присесть, подкинуть мяч или сделать другой оговоренный жест).
Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: «а-у-м-и-с-о-э-р-ш-ы-ф-л-х-а». Игра повторяется до тех пор, пока каждый звук не будет выделяться ребёнком точно и уверенно.
Любима детьми и игра «Подскажи словечко». Взрослый зачитывает четверостишие, не договаривая последнего слова, а ребёнок заканчивает:
У меня пропал носок.
Утащил его …(щенок).
Хорошо, если в гости к ребёнку «придут» сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умные и находчивые лисичка, зайчик, петушок или другие любимые детьми персонажи. Это сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.
Панькова Татьяна Александровна,
учитель-логопед
Отличный материал!