Мотивация и положительная установка на восстановление речи

Аннотация: О значении мотивации и положительной установки на восстановление речи при работе с пациентами с органическими поражениями головного мозга.

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаПо данным статистики, за последние годы смертность вследствие органического поражения головного мозга незначительно снизилась. Однако, количество людей, с последствиями этого заболевания, с каждым годом увеличивается. Большинство пациенты имеют двигательные и речевые нарушение. Многие из заболевших являются людьми трудоспособного возраста.

Восстановительная логопедическая работа с пациентами, перенесщих ОНМК, ЧМТ, нейроинфекции, опухоли, токсические энцефалопатии и прочие заболевания, сопровождающиеся частичной или полной утратой речи, начинается с сугубо индивидуального подхода.

На начальном этапе в работе логопеда с любым пациентом немаловажную роль играет психологический и эмоциональный аспект.

Пациент осознает, что его жизнь и зачастую жизнь его семьи изменилась в худшую сторону. Пациент болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада. Он испытывает чувство неуверенности в завтрашнем дне, тревогу, страх, стыд за свою беспомощность и зависимость от окружающих. Эти чувства вызывают депрессию. Пациент теряет интерес к жизни, не верит в возможность выздоровления, от этого мотивация к восстановлению речи резко снижается.

Для успешного восстановления речи пациенту надо оказать психологическую поддержку, и первоначальная задача логопеда сформировать мотивационную включенность больного в восстановительный процесс. Приходя первый раз к логопеду за помощью, пациент видит в вас «волшебника», надеется, что он сразу заговорит как раньше.

Но проходит время, а чудо не происходит, ожидания не оправдываются. Поэтому при первой встречи надо объяснить пациенту, что процесс восстановления займёт много времени, что это будет долгая и кропотливая работа. И в течение всего восстановительного процесса главное не растерять мотивационную направленность.

Стимулирующим фактором для поддержания мотивации также является психологический комфорт и положительный, стабильный эмоциональный фон пациента.

Эти условия обеспечивает мультидисциплинарный подход и соблюдение принципа системности при реабилитации пациентов.

С пациентом работает логопед совместно с психологом. На протяжении всей работы задачей логопеда является подбор материала, доступного для понимания пациента и несущего положительные эмоции. Для этого надо тщательно выбирать разработанные методики восстановления: объем и сложность материала подбирать с учётом возраста и преморбидного уровня. Пациент должен видеть свои успехи, а при неудачах стремиться их преодолевать.

Не последняя роль в мотивации к восстановлению речи принадлежит родным и близким больного. Зачастую пациент полностью доверяет близкому человеку и ориентируется на его мнение. Важно знать установку членов семьи и близких, как они оценивают перспективы возвращения больного в привычный жизненный уклад.

Таким образом, опыт работы с пациентами показывает, что применение разных логопедических приёмов и методик не даёт ожидаемого результата, если нет мотивации и положительной установки на восстановление речи.

Авторы статьи:
Агафонова Е.А. и Лебедева Е.В.,
логопеды ЦПРиН

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста
Игровой пальчиковый тренинг для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием прищепок Игровой пальчиковый тренинг для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием прищепок
Инклюзивный образовательный процесс в ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи Инклюзивный образовательный процесс в ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Вариативность проведения артикуляционной гимнастики Вариативность проведения артикуляционной гимнастики

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.