Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Какую роль играют родители в исправлении речи своих детейНеобходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.

Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

- овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

- развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем;

- развитию сенсорных представлений;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие.

Дидактические игры:

Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического , слогового, звукобуквенного анализа и синтеза

1. «Составь слово» (1 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие умения определять первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок выделяет первый звук в названии картинок, из выделенных звуков составляется новой слово.

2. «Составь слово» (2 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование: карточки с картинками, внизу у каждой картинки написан номер выделяемого из слова звука.

Ход игры: ребенок дожжен из названия картинки выделить заданный звук и из них составить новое слово.

3. «Поезд»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения определять место звука в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагонами, предметные картинки.

Ход игры: ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону ( начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

4. «Цветы и бабочки»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух твердые и мягкие согласные.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы, картонные фигурки бабочек.

Ход игры: на полу разложены синие и зеленые цветы. У детей в руках картонные бабочки. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: мяч, молоток, машина, мишка, мороженое, муха, мел.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку и сажают на него бабочку. Услышав слово с мягким звуком, дети сажают бабочку на зеленый цветок.

5. « Рассели животных в домики»

Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове, обогащение словарного запаса детей по теме «Животные».

Оборудование: домики из картона одно, двух и трехэтажные, предметные картинки с изображением животных.

Ход игры: логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить животного в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

6. «Надуй шарик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умения определять пропущенный слог.

Оборудование: шарики из цветного картона, на которых напечатаны слова с пропущенным слогом.

Ход игры: ребенок берет шарик и определяет, какой слог пропущен, затем называет получившееся слово

7. «Третий лишний»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять наличие заданного звука в слове.

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

8. «Семицветик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Оборудование: вырезанные из картона цветы с написанными на них цифрами «2» и «3», лепестки с написанными на них названиями цветов, состоящими из двух и трех слогов.

Ход игры: ребенок раскладывает лепестки на цветок с цифрой «2», если в названии цветка два слога, и на семицветик с цифрой «3», если в названии цветка 3 слога.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные

Оборудование: мешочек с предметами: шерстяной носок, резиновый мячик, деревянный карандаш, бумажная кукла, пластмассовый шарик и т.д.)

Ход игры: дети достают из мешочка предмет, называют материал из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Какой сварим суп?»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: кастрюльки из картона с нарисованными на них продуктами.

Ход игры: ребенок берет кастрюльку с нарисованным продуктом, называет его и говорит, какой из этого продукта сварит суп. Например: суп из мяса – мясной суп, суп из грибов – грибной суп, суп из картофеля – картофельный суп и т.д.

3. «Какой будем пить сок»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: пластмассовые стаканчики с наклеенными на них картинками с фруктами.

Ход игры: ребенок берет стаканчик. Называет фрукт. Который на нем нарисован и говорит, какой он будет пить сок. Например: сок из яблок – яблочный сок, сок из винограда – виноградный сок, сок из персика – персиковый сок и т.д.

4. «Какой, какая, какое»

Цель: развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде.

Оборудование: карточки разделенные на четыре сектора. В первом секторе цвет, во – втором – картинка – существительное мужского рода, в третьем – существительное женского рода, в четвертом – существительное среднего рода.

Ход игры: ребенок по картинке должен правильно составить словосочетание существительное + прилагательное, согласовывая их в роде. Например: зеленая елка, зеленый арбуз, зеленое платье.

5. «Вставь предлог»

Цель: практическое употребление в речи простых предлогов, развитие пространственных представлений.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре сектора. В первом – предметная картинка, во втором – глагол, третий – пустой, в четвертом – предметная картинка.

Ход игры: ребенок долен при помощи картинок составить предложение, вставив нужный предлог.

6. «Посмотри какой цветочек»

Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: картонные картинки с изображением предмета, маленькие карточки с написанными на них прилагательными.

Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся картинку с изображением предмета. Маленькие карточки с прилагательными находятся у логопеда. Нужно прочитать слово и, если оно подходит к выбранной картинке, взять карточку и составить словосочетание.

Учитель-логопед:
Лебедева Марина Михайловна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.