Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы организации групповых логопедических занятий, как одного из важных и эффективных методов восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией в условиях стационара. Кратко освещены основные цели, задачи и методы занятий.

Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

ДизартрияНаиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и нейрохирургического вмешательства являются нарушения речевой функции. Они проявляются в форме афазии и дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций.

К настоящему времени система коррекционно-логопедического воздействия при дизартрии у взрослых больных освещена в меньшей степени, чем при афазии, чем и обусловлена актуальность темы работы.

Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к её преодолению опираются на неврологические представления об особенностях снабжения нервной энергией (иннервации) речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур. Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

В настоящее время в большей степени освещена проблема дизартрии детского возраста. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина Винарская, 1959; К.А. Семенова, 1968; Е.М. Мастюкова, 1969, 1983; И.И. Панченко, 1979; Л.А. Данилова, 1975).

У взрослых больных комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга впервые было проведено Е.Н. Винарской. Дизартрией она называет различные расстройства непосредственно в двигательном звене речевых актов, которые обусловливаются очаговыми органическими поражениями центральной и периферической нервной системы. При таком толковании понятия дизартрии ее симптомами могут быть наряду с расстройствами артикуляции также расстройства голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Хорошо известно, что речь является социальным продуктом и возникает в общении и вследствие общения, а такие свойства речи, как активность, намеренность, направленность, могут возникать только в коллективе и лучшей средой для их реабилитации является также коллектив, в котором и могут быть реализованы функции социального и психологического общения.

Нарушение коммуникативных возможностей приводит к возникновению у заболевшего человека отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные не могут использовать для общения с окружающими даже те речевые возможности, которые у них остались сохранными.

Групповые логопедические занятия являются важным аспектом и одним из эффективных методов восстановления речевой функции у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга в условиях стационара.

В ходе проведения групповых логопедических занятий учитываются основные принципы (психофизиологические, психологические, психолого-педагогические), позволяющие наиболее полноценно организовать процесс восстановительного обучения.

Работа с больными исключает фиксацию на дефекте, что способствует повышению уровня самооценки пациентов.

Степень выраженности двигательных нарушений не является противопоказанием для посещения занятий.

Решение о направлении на групповые занятия принимается коллегиально логопедом, нейропсихологом, неврологом и психиатром.

Групповые занятия проводятся ежедневно в определенное время, в специально оборудованном помещении.

Продолжительность каждого занятия в группах для больных с дизартрией составляет 40 минут.

Данный вид групповых занятий предназначен для пациентов, имеющих нарушения просодической стороны речи и произносительные трудности.

Наполняемость группы составляет 5-10 человек, в возрасте от 17 до 86 лет; в среднем, за курс нейрореабилитации (30 суток) пациент посещает 20-22 групповых занятия. Группа комплектуется из пациентов, имеющих сходную по структуре и степени выраженности речевую и неречевую нейропсихологическую симптоматику (инертность, инактивность и др.).

Основными целями данных групповых логопедических занятий являются:

1) автоматизация и совершенствование речевых навыков, приобретённых пациентом на индивидуальных логопедических занятиях;

2) преодоление психологического барьера в общении с окружающими; преодоление дефектов всей системы коммуникации больных и дефектов личности, т.е. социореадаптации пациентов;

3) формирование и закрепление навыков самоконтроля за собственной речевой продукцией.

Задачи занятий: формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения; нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков.

Методы занятий: упражнения для мышц тела, преимущественно для плечевого пояса и воротниковой зоны; дыхательная гимнастика; голосовые упражнения; отработка звуков, слоговых сочетаний, слов, фраз, чистоговорок; усложнение синтаксической и семантической структуры предложений; диалоги, драматизация.

Важное значение имеют стиль проведения занятий: для каждого больного подбирается личностно-ориентированный вербальный материал, в то же время, он унифицирован, достаточно разнообразен и вариабелен.

Специальные приёмы и методы групповой коррекционно-восстановительной работы с пациентами позволяют не только добиваться значительных результатов в восстановлении речи, но и нивелировать нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности, формировать навыки самоконтроля.

Нейропсихологическое исследование речи и других высших психических функций на разных этапах коррекционно-восстановительной работы позволяет оценивать положительную динамику речевого статуса пациентов.

Целью групповых логопедических занятий является не только восстановление речи, но и преодоление психологического барьера в общении с окружающими.

На групповых занятиях осуществляется восстановление коммуникативной способности больных путём межличностного общения в малой социальной группе, так как, данная группа имеет ряд специфических механизмов: подражание, поддержка, взаимопомощь, сотрудничество, соревнование и т.д., воздействуя на эмоционально-волевую сферу. Эти механизмы имеют широкий диапазон действий и способствуют реабилитации пациентов, как личности. Также у пациентов формируется и укрепляется положительная мотивация и установка на лечение и дальнейшее продолжение нейрореабилитации (при необходимости).

По сути, групповые логопедические занятия для пациентов с дизартрией являются кульминационным этапом комплексной нейрореабилитации, проводимой в условиях стационара.

Литература:

1. Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», М.: Астрель, 2009 г. – 384 с.

2. Винарская Е.Н. «Дизартрия», М.: АСТ: Астрель, 2005 г. – 144 с.

3. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. «Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга», Ташкент, 1973 г.

4. Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», «Издательство Московского Университета», 1985 г.

5. Шаховская С.Н., Парамонава Л.Г., Волосовец Т.В. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия, дизартрия». Методическое наследие: Владос, 2006 г.

Автор:
Шклярик Ольга Владимировна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Обучение глобальному чтению Обучение глобальному чтению
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.