Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада

Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада

АзбукаЧтобы обеспечить лучшую подготовку к школе у детей в условиях двуязычия, дошкольным работникам необходимо знать основные требования школы по обучению русскому языку в первом классе. Уже в первом полугодии идет обучение устной разговорной речи, а со второго полугодия начинается систематическое изучение русской грамоты.

Следовательно, задача воспитателей подготовительных групп состоит в том, чтобы в детском саду дать детям такой объем знаний, умений и навыков по русскому языку, на который школа могла бы опереться, а также продолжить работу по углублению и расширению этих знаний.

В процессе прохождения русского языка в первом классе ставятся три основные задачи:

- обучение устной речи;

- обучение чтению;

- привитие элементарных навыков письма.

При этом ведущая роль отводится устной разговорной речи. Формирование умений и навыков устной речи должно опережать чтение и письмо. Обучение чтению и письму строится на языковом материале, который предварительно должен быть усвоен в устной форме, в разговорных упражнениях.

В первом классе в программе по русскому языку выделяются три периода обучения:

1) предварительный устный курс (добукварный период);

2) букварный период (обучение русской грамоте и устной разговорной речи);

3) послебукварный период (совершенствование навыков чтение и развитие устной речи).

Естественно, для дошкольных работников наибольший интерес представляет первый период.

Задачи этого периода заключаются в следующем:

1. Путем интенсивных устных упражнений приучить слухоречевой аппарат учащихся к звукам русской речи;

2. Научить их правильному произношению русских слов и фраз;

3. Привить элементарные речевые навыки.

Дети должны научиться слушать, понимать и говорить по-русски в пределах усвоенного языкового материала.

Таковы требования программы по обучению русской устной разговорной речи в первом классе.

Одна из задач добукварного периода, а именно – обучение русской разговорной речи, может быть в какой-то степени решена уже в подготовительных группах.

«Программа по русскому языку для подготовительных групп якутских детских садов» ставит такие задачи по обучению русскому языку:

1. Приучать слухоречевой аппарат детей к звукам и сочетаниям звуков русской речи, т.е. развивать так называемый фонематический слух. Дети должны различать на слух, из каких звуков (последовательно расположенных) состоит слово, и уметь произносить эти звуки, как в отдельности, так и в составе слога и слова. Поэтому следует проводить анализ трудных русских слов, научить детей делить такие слова на слоги и выделять из них отдельные звуки.

2. Научить детей правильному произношению изучаемых русских слов и типовых фраз, усвоить лексическое значение новых слов.

3. Научить детей правильной интонации вопроса и ответа, побуждения и просьбы.

4. Развивать элементарные умения и навыки разговорной (диалогической) речи детей:

- отвечать на знакомые вопросы и задавать такие же вопросы воспитателям и товарищам;

- обратиться с просьбой к воспитателям и товарищам, пользуясь готовыми фразами;

- вести простой разговор (диалог из 2-3 реплик) на знакомые темы, по картине и в типичных ситуациях, предусмотренных программой.

5. Формировать первоначальные умения и навыки монологической (повествовательной) речи детей:

- слушать и понимать связные рассказы воспитателя, построенные на усвоенном языковом материале (объем – 3-4 предложения);

- составить связный рассказ (объем – 3-5 предложений) на знакомые темы (об игрушках и играх, о детском саде, о своей семье, о животных и птицах и т.д.) по серии сюжетных картинок, по мультфильму и по прочитанному литературному материалу.

Таким образом, программа для детских садов по русскому языку раскрывает конкретно, что нужно делать для реализации первого периода работы по обучению русскому языку в первом классе.

Следовательно, чтобы правильно организовать всю работу по развитию русской устной разговорной речи, воспитателю необходимо изучить программу первого класса и в порядке преемственности установить единые требования между первым классом и подготовительной группой к школе.

Список использованной литературы:

  1. Гоголева С.В., Егорова Е.И. Обучение связной русской речи в якутских детских садах. Пособие для воспитателя. Якутск, 1992.
  2. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. Киев, 1990.
  3. Величук А.П., Митюшина Л.Д. О работе по развитию русской устной речи детей в старших группах. 1987.

Шмарова Ирина Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.