Глобальное чтение — как один из наиболее эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Обучение глобальному чтению
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением.
Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительный коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Подготовка к обучению глобальному чтению
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения.
Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу.
Важно так же обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами, игрушками- животными.
Это игры как:
- « Кто где живет?»,
- «Лото»,
- «Найди по силуэту»,
- «Парные картинки».
Виды работ при обучении глобальному чтению:
• Чтение автоматизированных энграмм ( имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
Для обучения глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним.
Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактически материал, снабдив его соответствующими печатными надписями.
Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребенок учится подбирать одинаковые слова.
Затем подписи к фотографиям в альбоме закрываются и от ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку.
Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.
По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трех словные подписи (например: «Вот мама Ира»).
При работе с книжками-самоделками используются несколько вариантов работы:
- Поручение: дай, покажи, найди, соотнеси
- Демонстрация действия, изображенного на картинке, посредством использования жеста.
- Закрепление речевого материала дома.
Таким образом, ребенок сопряженно проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдет в активный.
• Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.
Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами ( например « кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова похожие по написанию.
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек, начинаем постепенно добавлять следующие.
• Чтение письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее- здесь удобно работать перед зеркалом).
Предъявляя карточки. Обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.
• Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок.
Учитель-логопед
Ваганова Ольга Владимировна