Мастер-класс для педагогов: «Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение»

Методическая разработка:

Мастер-класс для педагогов: «Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение»

Программа проведения мастер-класса

Цель:

  • Повышение педагогической (методической) компетенции педагогов, формирование опыта по составлению рассказов — рассуждений с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продемонстрировать опыт работы по составлению рассказов- рассуждений.
2. Формировать мотивацию и познавательную потребность педагогов в конкретной деятельности.
3. Стимулировать познавательный интерес, желание педагогов развивать речь -рассуждение детей старшего дошкольного возраста.
4. Познакомить с системой работы по развитию речи –рассуждения детей старшего дошкольного возраста.
4. Упражнять в практическом определении типа текста.
5. Упражнять в составлении рассказов –рассуждений различных видов (по загадке, сравнение, рассуждение-объяснение, рассуждение – опровержение, рассуждение – доказательство)

Участники мастер класса:

  • педагоги.

Оборудование:

  • модели для составления рассказов различных типов (солнышко- описание, паровоз- повествование, пирамидка- рассуждение)

План проведения мастер-класса

Взаимодействие логопеда с родителямиI. Формулирование ожиданий участников мастер-класса.

- Предлагаю Вам подумать о теме мастер-класса. Опишите, какие у вас ожидания от предстоящего мастер-класса.

II. Введение в тему мастер-класса.

- Наше выступление хотелось бы начать со слов:

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский

- Подумайте, что для вас означают эти фразы. (Ответы участников).

III. Актуальность мастер-класса.

Актуальность темы нашего выступления составляет тот факт, что одной из приоритетных целей образования в современных условиях РФ становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения. Человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.

Анализ федерального государственного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления. И что особенно важно, основная программа дошкольного образования должна обеспечить преемственность с примерными основными программами начального образования.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития связной монологической и диалогической речи. При этом методика обучения связным высказываниям типа рассуждения детей старшего дошкольного возраста, а тем более детей с ОНР, практически не разработана и, зачастую, решение данного вопроса упускается в практической деятельности педагогов специального дошкольного образования.

IV. Особенности текста-рассуждения.

Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определённая точка зрения, раскрываются причино-следственные связи и отношения.

Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.

Особенности разных типов речевого высказывания

Типы текстов

Признаки

Описание

Повествование

Рассуждение

Вопрос к тексту

Какой?

Что произошло?

Зачем? Почему?

Что описывается,  доказывается

Предмет

Место

Состояние

Событие

Утверждение,  гипотеза, тезис

Как строится текст?

Что? (Кто?) Какой? Свое отношение к объекту

Завязка, развитие действия, развязка.

Тезис, аргумент, вывод.

Заглавие

Существительное (объект)

Ключевые слова случая, события

Вопрос

(Отчего, почему, зачем)

Типы связи предложений в тексте

Параллельная

Цепная

(в основном)

Цепная, параллельная

Лексика

Эпитеты, сравнения, однородные члены предложения

Глаголы (движение, речь, физическое действие)

Сперва, однажды, а  в это время

Любая лексика,

модальные слова: потому что, так как, поэтому, таким образом, во-первых, во-вторых, значит.

Наглядность

Предмет

(живой, неживой),

картина

Серия сюжетных картин,

сюжетная картина

Предмет, сюжетная  и пейзажная картина.

Выделяют разновидности рассуждений:

  • рассуждение-объяснение (Снеговика назвали так потому, что он сделан из снега. Вот почему снеговика так назвали),
  • рассуждение-доказательство (Страус это птица, т.к у неё, как и у всех птиц есть клюв……, значит, это птица)
  • рассуждение-опровержение (доказывается ложность высказывания — В осиннике деревья осень тесно растут друг к другу, вот почему, если гриб зовётся подосиновиком, то это вовсе не значит, что каждый из подосиновиков живёт под осиной, подберёзовик живёт под берёзой, в березняке.)

V. Особенности речи рассуждения у детей с ОНР.

Если речь и мышление ребенка развиваются в норме, то уже к 6 годам формируется умение рассуждать, но чаще это рассуждения поверхностные на основании аналогии и сходства.

Блонский П.П. указывал следующие причины малоупотребительности, узости высказываний такого типа у дошкольников: доверчивость, послушность, недостаточность опыта, знаний, правильного обучения.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливают специфические особенности мышления детей с ОНР.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом , сравнением и обобщением.

Высказывания детей с ОНР недостаточно доказательны и аргументированы. В них в качестве главного аргумента выступают ссылки на то, что «так должно быть», «я просто знаю», «так говорят». В структуре присутствует только одна часть — доказательство, тезис и вывод отсутствуют.

В своих высказываниях дети не соблюдают логику предъявления аргументов: начинают высказывание с несущественных признаков, не используют информацию, содержащуюся в вопросе или загадке. Иной раз затрудняются в самостоятельном составлении высказывания, часто нуждаются в помощи взрослого.

Несмотря на трудности данного типа высказывания, особенности развития детей с ОНР, необходимо начинать развивать способность рассуждать уже в старшем дошкольном возрасте. Мы, как педагоги, к концу дошкольного возраста должны подвести детей к самостоятельному мини-рассуждению.

VI. Система работы по развитию речи рассуждения у старших дошкольников.

I. Подготовительный этап

Цель: формирование основы для обучения речи-рассуждения.

Задачи:

  • формировать у детей мотивацию для доказывания своей точки зрения;
  • развивать познавательные процессы, формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и целевые связи между объектами и явлениями окружающего мира;
  • обогащать детский опыт представлениями о различных объектах и явлениях природного и социального мира, развивать кругозор, что способствует обогащению содержания детских рассуждений;
  • обогащать словарный запас детей, знакомить детей с лексикой, соответствующей рассуждению: вводно-модальными словами (во-первых, во-вторых, значит), подчинительными союзами (потому что, так как);
  • формировать умение составлять сложноподчиненные предложения, которые являются основной грамматической единицей текста рассуждения;

II этап. Основной.

Цель: формирование у детей речевых умений составления рассуждения.

Задачи:

  • формировать у детей знания о рассуждении, как виде текста, ознакомить с функциональным назначением, структурными особенностями, лексико-грамматическим оформлением;
  • развивать навыки планирования и оформления рассуждений;
  • углублять детские представления об окружающем мире, способствующие насыщению информацией детских рассуждений и развитию речевой мотивации;
  • закрепить навыки установления различных видов связи между объектами и явлениями окружающего мира;

Приемы развития речи-рассуждения.

Первоначально даются задания на невербальной основе.

Это могут быть:

  • разрезные картинки;
  • игра «Отгадай по части весь предмет»;
  • работа с серией картин — «Найди картинке место», «Выложи серию», «Какая картинка не подходит к рассказу», «Перепутанные сюжеты»;
  • игры на классификацию сезонов года;
  • игры устанавливающие последовательность роста растений, животных;
  • небылицы в картинках; игры на классификацию, обобщение.

Затем вводятся задания на вербальной основе:

- Введение проблемных ситуаций на занятии.

Например «Как нам перейти лужу?».

Решение проблемных ситуаций рассматривается по плану, предложенному системой Теория Решения Изобретательских Задач:

1. Описание проблемы.
2. Выявление задачи.
3. Противоречие «Хорошо — плохо»
4. Целеполагание.
5. Решение проблемы.
6. Рефлексия.

- Работа с логическими-речевыми задачами, предложенные Н.В. Виноградовой, которые позволяют развить объяснительную речь ребенка .

- Дидактические игры:

  • «Объяснялки»,
  • «Закончи предложение»,
  • «Хорошо — плохо»,
  • «Сделай вывод»,
  • «Почему так говорят?»
  • «Найди начало рассуждения»,
  • «Из двух доказательств выбери правильное».

- Составление описательно-сравнительных рассказов о двух предметах (самолет-вертолет, белый медведь — бурый медведь, волк — собака и т.д);

- Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (рассказы Е.А. Пермяка , Л.Н. Толстого, В. Бианки, Н. Сладкова, Э. Шима);

- Работа над загадкой «Кто больше подберет доказательств?».

- Сравнение сказок народов мира с одной сюжетной линией («Спор деревьев» и «Спор животных», «Пряничный человечек» и «Колобок»);

- Работа над смыслом пословиц, крылатых выражений;

- Анализ проведенного детьми экспериментирования.

- Собственно составление рассказов-рассуждений, пропуск частей рассуждения или их перепутывание.

В работе над составлением рассказа-рассуждения используется моделирование высказывания.

Моделью выступает игрушка — пирамида, символизирующая структуру устного высказывания данного типа и взаимосвязь его частей (основание — тезис, кольца — доказательство, наконечник — вывод).

Таким образом, развитие речи-рассуждения у дошкольников имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями психического и речевого развития детей, требует специальных подходов для её формирования и, несомненно, обладает большим развивающим потенциалом.

V. Практическая часть

Задания для педагогов:

1. Придумать названия к разным типам высказывания о весне. ( «Как я встречал весну»- повествование, «Весна»- описание, «Почему я люблю весну?»- рассуждение)

2. Послушайте текст, определите тип высказывания.

1) На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит сверкающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнышка капельки блестят, переливаются. (Описание)

2) Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой. (Повествование)

3) Я очень люблю первые весенние цветы. Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голубоватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство.
Поэтому я очень люблю подснежники. (Рассуждение)

3. Выделите в тексте рассуждения:

  1. тезис,
  2. доказательства,
  3. вывод.

Педагогам зачитывается рассказ:

Я очень люблю первые весенние цветы. Тезис.

Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голубоватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство. Доказательства.

Поэтому я очень люблю подснежники. Вывод.

4. Верно ли доказательство?

Потому что он очень пухленький, любит сладкое: конфеты, печенье, торты, пирожки, да и сам он похож на румяный пончик. Вот почему его так прозвали.

(Доказательство неверно, потому, что в нем не достает тезиса)

5. Верно ли рассудил герой басни Л.Н. Толстого «Три калача и одна баранка»?

- Послушайте басню:

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экий я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей! Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

- Верно ли рассудил герой басни, объясните, почему вы так считаете.

7. Работа с загадкой.

- Отгадай загадку, объясни отгадку.

Съела зайчонка и ищет второго,
В рыженькой шубке плутовка…(лиса)

Я полагаю, что это лиса, так как, во-первых, лиса охотится на зайцев, во-вторых, носит рыжую шубку, в третьих, лису называют плутовкой, потому что она хитрая, значит это лиса.

Доказательство от противного.

Это не корова, так как……

8. Работа по содержанию художественных произведений с проблемным содержанием (скрытым смыслом)

- Послушайте рассказ:

«Почему деревья белые?»

Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты, белые стоят.

- Кто догадался, в какой сад мы пришли? (я предполагаю, что мы пришли в цветущий весенний сад)

- Почему деревья белые? (Я умаю, что деревья белые, потому что на ветках распустились белоснежные цветы, и поэтому они стоят белые, как–будто их покрыл снег)

9. «Сравни сказки»

«Спор деревьев»

К.Д Ушинский

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вы резные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

«Спор животных»

К.Д Ушинский

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня,- говорит лошадь.- Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
- Нет, хозяин меня любит больше,- говорит корова.- Я всю его семью молоком кормлю.
- Нет, меня,- ворчит собака,- я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить по-пустому! Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Педагогам зачитываются сказки, содержание которых они сравнивают по плану.

Название сказки «Спор животных»

«Спор деревьев»

Автор К.Д Ушинский К.Д. Ушинский
Герои Лошадь, корова, собака Сосна, дуб, яблоня
Место действия Крестьянский двор Лес
Причина спора Кто важнее для человека Кто лучше?
Вывод Пустой спор Пустой спор

10. Рассматривание картин с проблемным содержанием.

- Рассмотрите картину. Докажите, что на картинке изображен праздник «8 марта».

Я думаю, что это праздник 8 марта, потому, что дети поздравляют бабушку, а в этот праздник поздравляют женщин, во-вторых, мальчик дарит весенние цветы, значит это ранняя весна, в- третьих на календаре 8 число, и цифра красного цвета, так как все международные праздники в календаре отмечены красным цветом, значит это праздник «8 марта».

Рефлексия:

- Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов- рассуждений, то планируйте этот вид деятельности чаще.

- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя.

- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

- После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их более точными.

- Если рассказ не получился или получился с трудом , не отчаивайтесь. Это опыт, в следующий раз получится лучше.

- Если наш мастер-класс ответил Вашим ожиданиям, то просим на с другой стороны листа нарисовать нам смайлик: если «да», то с улыбкой, «частично» — задумчивость , «Нет» — печальный.

- Спасибо за внимание к нашему мастер-классу.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Академия, 2010.
2. Бизикова О.А.Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраст. – Нижневартовский государственный университет, 2013.
3. Судакова В. Е. Диагностика речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.- // Теория и практика общественного развития.- 2012, №10
4. Судакова В.Е. Методика фрмирования речи – рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием.-// Теория и практика общественного развития.- 2013, №5 Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации — М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию текстов различных типов (описание, повествование, рассуждение). – М.: Первое сентября, 2010.

Автор мастер-класса:
Удальцова Е.В.,
учитель–логопед
высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.