Аннотация: В данной методической разработке представлены игры и упражнения по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста — игры и упражнения
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать.
Но это большое заблуждение!
Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки.
Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Поэтому важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию речи, фонем.
Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?
1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).
2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков.
Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги:
са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие.
Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги:
- та-да-та,
- ка-га-га,
- па-ба-ба,
- ма-на-ма.
- Повторять сходные слова:
- Маша-Даша-каша;
- тень-день;
- день-пень;
- лак- мак- рак;
- жук-лук
- сук-тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяются следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а — «ма»; н,о,с – «нос».
«Определи первый гласный звук»
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Повтори и скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»…
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
- Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).
- За-зу-за — уходи домой, ко… (за).
- Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).
- Де-де-те — сядем в темно… (те).
- Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе).
- Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).
«Назови слова на звук …»
- Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
- Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает ребёнку лопнуть в ладошки, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке.
Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе.
Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.
Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.
«Придумай больше слов»
Называя какой-нибудь звук, например: «С», попросить детей придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук.
Играть можно, перекидывая или передавая мяч.
«Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, заяц, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З».
Данный звук в словах нужно произносить длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
«Соберем цепочку»
Эта игра – аналог всем известных «городов».
Заключается она в том, что на последний звук заданного взрослым слова ребенок придумывает своё слово.
Образуется цепочка слов: аисТ – Тарелка – Арбуз.
«Цветное лото»
Ребенку даются фишки (разноцветные крышки, прищепки): красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков. Взрослый произносит звуки, а ребенок выкладывает на столе в ряд фишки соответствующего цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, а ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши (или поднять фишку соответствующего цвета), когда услышат заданный звук.
«Где звук?»
Цель – развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
У ребенка карточка – полоска бумаги, разделенная на три части.
Фишки (прищепки) определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.
Взрослый называет слово с заданным звуком, а ребенок определяет позицию звука и кладет фишку.
Наталья Красивина,
учитель-логопед