Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста — игры и упражнения

Аннотация: В данной методической разработке представлены игры и упражнения по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста — игры и упражнения

Развитие фонематического слухаБольшинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать.

Но это большое заблуждение!

Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки.

Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Поэтому важно развивать у ребенка фонематический слух!

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков.

Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:

1. Предложите ребенку повторить слоги:

са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие.

Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

- Предложите ребенку повторять сходные слоги:

  • та-да-та,
  • ка-га-га,
  • па-ба-ба,
  • ма-на-ма.

- Повторять сходные слова:

  • Маша-Даша-каша;
  • тень-день;
  • день-пень;
  • лак- мак- рак;
  • жук-лук
  • сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяются следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:

«Назови первый гласный звук»

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).

«Сложи звуки»

Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а — «ма»; н,о,с – «нос».

«Определи первый гласный звук»

Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

«Повтори и скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»…

Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Чистоговорки»

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

  • Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).
  • За-зу-за — уходи домой, ко… (за).
  • Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).
  • Де-де-те — сядем в темно… (те).
  • Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе).
  • Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).

«Назови слова на звук …»

- Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

- Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

«Поймай звук»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

«Подскажи последний звук»

Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Весёлое название»

Взрослый предлагает ребёнку лопнуть в ладошки, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке.

Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе.

Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.

Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

«Придумай больше слов»

Называя какой-нибудь звук, например: «С», попросить детей придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук.

Играть можно, перекидывая или передавая мяч.

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, заяц, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З».

Данный звук в словах нужно произносить длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Соберем цепочку»

Эта игра – аналог всем известных «городов».

Заключается она в том, что на последний звук заданного взрослым слова ребенок придумывает своё слово.

Образуется цепочка слов: аисТ – Тарелка – Арбуз.

«Цветное лото»

Ребенку даются фишки (разноцветные крышки, прищепки): красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков. Взрослый произносит звуки, а ребенок выкладывает на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

«Поймай звук»

Взрослый называет слова, а ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши (или поднять фишку соответствующего цвета), когда услышат заданный звук.

«Где звук?»

Цель – развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У ребенка карточка – полоска бумаги, разделенная на три части.

Фишки (прищепки) определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.

Взрослый называет слово с заданным звуком, а ребенок определяет позицию звука и кладет фишку.

Наталья Красивина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.