Аннотация: В статье приведены приемы по словообразованию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи 3-го уровня)
Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Словообразование является составной частью морфологической системы языка.
У детей с ОНР наблюдаются сложности в усвоении словаря предметов, действий, признаков.
Эти дети в активной речи больше используют слова-предметы, чем слова-действия.
Это связанно с тем, что слова-предметы имеют конкретное значение, а слова-действия – отвлеченное значение.
В своей практике использую различные приемы по словообразованию глаголов:
– Работая с лексической темой «Человек» можно наращивать возвратные глаголы.
Показываем детям две картинки: на одной «мама умывает малыша», а на другой «девочка умывается».
Спрашиваем:
1) «Где мама умывает?»
2) «А где девочка умывается?».
Интонацией выделяем окончание глаголов.
Так мы наращиваем пассивный глагольный словарь у детей с ОНР.
Чтобы в активный словарь ввести глаголы – спрашиваем:
а) «Что делает мама?», ребенок отвечает: «Умывает»
б) «Что делает девочка?», ребенок отвечает: «Умывается».
Возвратные глаголы можно наращивать, когда ребенок говорит о выполнении своих действий (направленных на себя).
Одному ребенку даем картинку и спрашиваем: «Что делает мальчик?», и ребенок отвечает: «Мальчик учит уроки».
А другой ребенок стоит без картинки и говорит про себя: «Я учусь».
Так можно играть с глаголами:
1) причесывает – причесывается – причесываюсь
2) купает – купается – купаюсь
3) учит – учится – учусь
4) моет – моется – моюсь
Вывод: После выполнения этих заданий делаем вывод, что появились новые слова-действия, которые заканчиваются на -ся, -усь, -юсь.
– Используя тему «Транспорт», можно образовывать глаголы, которые имеют приставки: под-, за-, с- и т.д.
Раздаем детям картинки с изображением транспорта (машина, автобус, самокат, мотоцикл, велосипед), делаем макет горы и предлагаем каждому ребенку на своем транспорте подъехать к горе.
Спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Подъехал».
Дальше предлагаем заехать на гору, спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Заехал».
Предлагаем съехать с горы, спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Съехал».
Когда новые слова введены в речь – можно детям предложить составить рассказ, используя эти слова-действия.
Например:
«Петя сел на велосипед, ехал, ехал и к небольшой горке подъехал. Потом на нее заехал и быстро съехал».
Опираясь на этот образец рассказа, предлагаем другому ребенку составить рассказ (с транспортом – машина), но используя те же слова-действия.
Такие глаголы можно вводить в теме «Насекомые»: ползет, летит, прыгает и т.д.
– При автоматизации звуков тоже можно наращивать глагольный словарь.
Автоматизируя звук «с» используем следующее задание:
Логопед - Ребенок
Ест Съест
Поет Споет
Дает Сдает
Едет Съедет
Автоматизируя звук «з»:
Логопед - Ребенок
Копает Закопает
Бьет Забьет
Плачет Заплачет
Роет Зароет
Через эти задания можно отрабатывать глаголы в прошедшем времени (капал-закапал, ел-съел и т.д.)
Используя эти приемы, мы помогаем детям с ОНР развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.
Бувакина Светлана Владимировна,
учитель-логопед