Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Аннотация: В статье приведены приемы по словообразованию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи 3-го уровня)

Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ОНРСловообразование является составной частью морфологической системы языка.

У детей с ОНР наблюдаются сложности в усвоении словаря предметов, действий, признаков.

Эти дети в активной речи больше используют слова-предметы, чем слова-действия.

Это связанно с тем, что слова-предметы имеют конкретное значение, а слова-действия – отвлеченное значение.

В своей практике использую различные приемы по словообразованию глаголов:

– Работая с лексической темой «Человек» можно наращивать возвратные глаголы.

Показываем детям две картинки: на одной «мама умывает малыша», а на другой «девочка умывается».

Спрашиваем:

1) «Где мама умывает?»

2) «А где девочка умывается?».

Интонацией выделяем окончание глаголов.

Так мы наращиваем пассивный глагольный словарь у детей с ОНР.

Чтобы в активный словарь ввести глаголы – спрашиваем:

а) «Что делает мама?», ребенок отвечает: «Умывает»

б) «Что делает девочка?», ребенок отвечает: «Умывается».

Возвратные глаголы можно наращивать, когда ребенок говорит о выполнении своих действий (направленных на себя).

Одному ребенку даем картинку и спрашиваем: «Что делает мальчик?», и ребенок отвечает: «Мальчик учит уроки».

А другой ребенок стоит без картинки и говорит про себя: «Я учусь».

Так можно играть с глаголами:

1) причесывает – причесывается – причесываюсь

2) купает – купается – купаюсь

3) учит – учится – учусь

4) моет – моется – моюсь

Вывод: После выполнения этих заданий делаем вывод, что появились новые слова-действия, которые заканчиваются на -ся, -усь, -юсь.

– Используя тему «Транспорт», можно образовывать глаголы, которые имеют приставки: под-, за-, с- и т.д.

Раздаем детям картинки с изображением транспорта (машина, автобус, самокат, мотоцикл, велосипед), делаем макет горы и предлагаем каждому ребенку на своем транспорте подъехать к горе.

Спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Подъехал».

Дальше предлагаем заехать на гору, спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Заехал».

Предлагаем съехать с горы, спрашиваем: «Что ты сделал?», ребенок отвечает: «Съехал».

Когда новые слова введены в речь – можно детям предложить составить рассказ, используя эти слова-действия.

Например:

«Петя сел на велосипед, ехал, ехал и к небольшой горке подъехал. Потом на нее заехал и быстро съехал».

Опираясь на этот образец рассказа, предлагаем другому ребенку составить рассказ (с транспортом – машина), но используя те же слова-действия.

Такие глаголы можно вводить в теме «Насекомые»: ползет, летит, прыгает и т.д.

– При автоматизации звуков тоже можно наращивать глагольный словарь.

Автоматизируя звук «с» используем следующее задание:

Логопед - Ребенок

Ест Съест

Поет Споет

Дает Сдает

Едет Съедет

Автоматизируя звук «з»:

Логопед - Ребенок

Копает Закопает

Бьет Забьет

Плачет Заплачет

Роет Зароет

Через эти задания можно отрабатывать глаголы в прошедшем времени (капал-закапал, ел-съел и т.д.)

Используя эти приемы, мы помогаем детям с ОНР развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.

Бувакина Светлана Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста — игры и упражнения Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста — игры и упражнения
План работы районного методического объединения учителей-логопедов и педагогов-психологов на 2019-2020 учебный год План работы районного методического объединения учителей-логопедов и педагогов-психологов на 2019-2020 учебный год
Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.