Аннотация: в статье рассматривается целесообразность и результативность проведения групповых музыкальных занятий с пациентами, имеющими очаговые поражения головного мозга.
Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга
Музыкотерапия, как один из видов арт-терапии, заняла прочное место в системе комплексной нейрореабилитации пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга.
На групповых музыкальных занятиях используется пассивная и активная музыкальная терапия-прослушивание музыкальных композиций, хоровое исполнение песен, движения под музыку, дирижирование и др. В основу методики проведения положены работы К.Липманна и А.Р.Лурия.
Групповые музыкальные занятия способствуют повышению общей и речевой активности пациентов; растормаживанию речевой функции, преодолению речевой апраксии, улучшению мнестических процессов, нормализации темпо-ритмических характеристик рече-двигательного акта и просодических характеристик речи.
Помимо этого, многолетний опыт проведения музыкальных занятий показал, что пациенты начинают курс занятий, находясь в затянувшемся состоянии эмоционального стресса. Они эмоционально скованны, напряжены, у них пониженный фон настроения, зачастую они находятся в апатии или депрессивном состоянии.
Методы музыкальной терапии способны преодолевать подобные состояния, способствовать оптимизации процесса восстановительного обучения. Поскольку, в зависимости от общефизического и психоэмоционального состояния, пациент может принимать пассивное или активное участие в занятии, не зависимо от степени выраженности речевых расстройств.
На групповых занятиях пациенты распределялись по нейропсихологическому статусу:
- 12%-дизартрия,
- 45%-моторная афазия,
- 37%-акустико-мнестическая афазия,
- 6%-динамическая афазия.
Пациентам с грубой сенсорной афазией групповые музыкальные занятия не показаны.
В результате проведения групповых музыкальных занятий:
- у 70% пациентов отмечалось улучшение эмоционального состояния.
- У 35%- восстановление ритмико-мелодической стороны речи, улучшение координации процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
- У 10%-уменьшение персевераций в рече-двигательной сфере, сглаживание трудностей переключений артикуляционных поз.
- У 7%-увеличение объема запоминания слухо-речевой информации, активизация словарного запаса.
- У 4% пациентов — улучшение состояния произвольного внимания, сглаживание проявлений аспонтанности, инертности, инактивности психической деятельности.
- У 3%-растормаживание речевой функции.
Таким образом, можно сделать выводы, что музыкальные занятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу, расширяя возможности коммуникативной речи пациентов. Значительную роль играет в этом стимуляция деятельности субдоминантного по речи правого полушария (прослушивание мелодий, исполнение песен), что оказывает активирующее влияние на доминантное полушарие.
Логопеды Т.И. Бутенко, Е.М. Воробьёва