Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Аннотация: в статье рассматривается целесообразность и результативность проведения групповых музыкальных занятий с пациентами, имеющими очаговые поражения головного мозга.

Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольниковМузыкотерапия в комплексной нейрореабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Музыкотерапия, как один из видов арт-терапии, заняла прочное место в системе комплексной нейрореабилитации пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга.

На групповых музыкальных занятиях используется пассивная и активная музыкальная терапия-прослушивание музыкальных композиций, хоровое исполнение песен, движения под музыку, дирижирование и др. В основу методики проведения положены работы К.Липманна и А.Р.Лурия.

Групповые музыкальные занятия способствуют повышению общей и речевой активности пациентов; растормаживанию речевой функции, преодолению речевой апраксии, улучшению мнестических процессов, нормализации темпо-ритмических характеристик рече-двигательного акта и просодических характеристик речи.

Помимо этого, многолетний опыт проведения музыкальных занятий показал, что пациенты начинают курс занятий, находясь в затянувшемся состоянии эмоционального стресса. Они эмоционально скованны, напряжены, у них пониженный фон настроения, зачастую они находятся в апатии или депрессивном состоянии.

Методы музыкальной терапии способны преодолевать подобные состояния, способствовать оптимизации процесса восстановительного обучения. Поскольку, в зависимости от общефизического и психоэмоционального состояния, пациент может принимать пассивное или активное участие в занятии, не зависимо от степени выраженности речевых расстройств.

На групповых занятиях пациенты распределялись по нейропсихологическому статусу:

  • 12%-дизартрия,
  • 45%-моторная афазия,
  • 37%-акустико-мнестическая афазия,
  • 6%-динамическая афазия.

Пациентам с грубой сенсорной афазией групповые музыкальные занятия не показаны.

В результате проведения групповых музыкальных занятий:

  • у 70% пациентов отмечалось улучшение эмоционального состояния.
  • У 35%- восстановление ритмико-мелодической стороны речи, улучшение координации процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
  • У 10%-уменьшение персевераций в рече-двигательной сфере, сглаживание трудностей переключений артикуляционных поз.
  • У 7%-увеличение объема запоминания слухо-речевой информации, активизация словарного запаса.
  • У 4% пациентов — улучшение состояния произвольного внимания, сглаживание проявлений аспонтанности, инертности, инактивности психической деятельности.
  • У 3%-растормаживание речевой функции.

Таким образом, можно сделать выводы, что музыкальные занятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу, расширяя возможности коммуникативной речи пациентов. Значительную роль играет в этом стимуляция деятельности субдоминантного по речи правого полушария (прослушивание мелодий, исполнение песен), что оказывает активирующее влияние на доминантное полушарие.

Логопеды Т.И. Бутенко, Е.М. Воробьёва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.