Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

Аннотация: данная тема актуальна в том, что все большее количество детей к концу первого полугодия первого класса не могут правильно дифференцировать парные звуки, а значит и написать их правильно. Вследствие чего, не могут достаточно полно и глубоко воспринимать учебный материал. Именно поэтому очень важно определить методику логопедического воздействия, подобрать правильный коррекционный материал и составить план работы по устранению нарушений письменной речи ребёнка.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

ДисграфияАктуальность данной темы состоит в том, что все большее количество детей к концу первого полугодия первого класса не могут правильно дифференцировать парные звуки, а значит и написать их правильно. Вследствие чего, не могут достаточно полно и глубоко воспринимать учебный материал.

Главным методом исправления нарушений письменной речи (фонематической дислексии,, артикуляторно- акустической дисграфии и др.) является развитие фонемного распознавания.

Логопедические занятия строятся с опорой на разные группы анализаторов человека ( речеслуховой, речедвигательный, зрительный).

При этом нужно учитывать, что улучшение слуховоспроизводительных дифференцировок будет более успешным в том случае, если оно проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического анализа и синтеза.

Проводимая логопедом работа по исправлению нарушений будет состоять из двух частей: предварительный этап и этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Первый этап будет заключаться в последовательном уточнении произносительного и слухового образа из смешиваемых звуков.

Проводимая работа состоит из набора упражнений и заданий на:

  1. уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения,
  2. выделение звука на фоне слога,
  3. определение положения звука в слове,
  4. выделение звука из предложения или текста.

Как правило, этот этап длительный по времени, так как очень важно закрепить место звука в слуховом восприятии ребенка, научить отличать звук от смежного по звучанию звука, выделять звук среди большого набора звуковых единиц.

На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Затем идет дифференциация звуков, которая осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой определенности и произносительной характеристики каждого звука.

На данном этапе основная цель, которую преследует логопед: различение звуков.

Стоит учитывать, что в зависимости от того, какое нарушение у ребенка, используемый материал будет различен.

Так, например, при устранении дислексии и дисграфии важно будет соотнесение с определенной буквой.

При коррекции дисграфии главным методом коррекции будут письменные упражнения, которые помогают закрепить дифференциацию звуков. В том числе, при артикуляторно – акустической дисграфии важна работа по коррекции нарушений звукопроизношения. Именно поэтому следует на начальных этапах исключить проговаривание, так как оно может вызывать ошибочное написание.

Таким образом, для устранения дислексии, дисграфии нужно учитывать степень нарушения и его природу.

Для более успешной коррекции важен правильный подбор методов и приемов, направленных на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их обозначений в речи, обязательно развитие зрительного анализа и синтеза.

Большое внимание следует уделить сравнению между собой смешиваемых букв, и задействовать в этой работе как можно больше анализаторов человека.

Выводы и проблемы

Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.

Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

До настоящего времени в логопедии недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия.

Емельянцева Ольга Николаевна,
учитель – логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Дислексия Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.