Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация. Цель статьи: поделиться опытом работы с педагогами в применении игровых технологий учителя-логопеда в ДОУ общеобразовательной направленности. В данной статье раскрывается значение педагога в реализации игровых технологий с детьми имеющими нарушения речи.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

«Для дитяти игра – действительность,
и действительность гораздо более интересная,
чем та, которая его окружает… В игре дитя живет…»
К.Д. Ушинский

ДетиРечь – важнейшая психическая функция человека, область проявления присущих всем людям способностей к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, внутреннего мира через диалог с другими личностями, мирами и культурами.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Практическое усвоение речевых средств языка – одна из главных задач коррекционного обучения детей, имеющих речевые нарушения.

Задача учителя-логопеда — научиться строить свою работу с учётом ряда требований:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях (установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях);
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка;
  • преемственность с родителями в рамках образования ребёнка, вовлечения их в образовательный процесс.

Возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Такой путь важно осуществить в различных играх. Ведь особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.

Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.

Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Тем самым дети приобретают собственный действенный и чувственный опыт.

Это очень важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Следовательно, важная роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна создавать процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При выборе дидактических игр преследуются коррекционные цели и задачи с учетом особенности речевого развития дошкольников.

Например:

  • Настольно-дидактическая игра «Кто в домике живет?». (Упражнять детей в подборе слов с определённым звуком).
  • Настольная игра «Кто быстрее соберет вещи?». (Упражнять детей в дифференциации звуков /с/ — /ш/).
  • «Построим пирамиду». (Упражнять детей в определении количества звуков в словах).

Ранний дошкольный возраст – возраст чувственного познания окружающего мира. В этом возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Дошкольник, осваивает окружающий мир с помощью метода проб и ошибок, который сменяется примериванием и зрительной ориентировкой.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления.

Наиболее важное значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Как это можно сделать наиболее эффективно и с учетом возрастных особенностей детей? Конечно, в сюжетно-ролевой игре!

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра.

В игре дошкольника складываются и эффективно осваиваются главнейшие новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание и РЕЧЬ.

Поэтому, для полноценного речевого и личностного развития детей важным направлением коррекционной деятельности являются сюжетно-ролевые игры, как средство стимуляции формирования фразовой речи.

Практическая реализация направления успешно осуществляется в игровых обучающих ситуациях, которые являются специально организованной сюжетно-ролевой игрой.

Ее характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой;
  • для нее специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержание игры заложены: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Театрально — игровая деятельность

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствования грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Отличным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который имеется в банке логопедического кабинета. Самое занимательное и комфортное обучение детей происходит в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Благотворное воздействие на эмоциональную сферу детей оказывают сказки, вызывающие интерес к познанию, формирует умение находить решение в нестандартных ситуациях, направляет ребенка на открытие своего опыта.

Подвижные игры оказывают помощь детям в заучивании множества стихотворных текстов, что отлично влияют на развитие памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых важно развивать подражательность и чувство ритма, координацию движений и фиксации положения тела в пространстве, развитие быстроты реакции, игры для развития навыков ориентировки в пространстве.

Разработанные и созданные игры, позволяют улучшить качество коррекционно-образовательного процесса, развивающих фонетико-фонематические и лексико-грамматические категории, мелкую моторику, высшие психические процессы.

Игры мобильны и вариативны в применении, используются в соответствии с коррекционной и общеобразовательной программой нашего ДОУ в таких областях, как коммуникация, познания.

Использование игровых технологий требует не только обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно также в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрированно на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем.

Результатом использования игровых технологий является соответствие показателей речевого развития возрастной норме.

Использованная литература:

1. Использование интернет ресурсов.
2. Г.Н. Сергиенко. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ».

Учитель-логопед
Четина Наталья Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.