Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация. Цель статьи: поделиться опытом работы с педагогами в применении игровых технологий учителя-логопеда в ДОУ общеобразовательной направленности. В данной статье раскрывается значение педагога в реализации игровых технологий с детьми имеющими нарушения речи.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

«Для дитяти игра – действительность,
и действительность гораздо более интересная,
чем та, которая его окружает… В игре дитя живет…»
К.Д. Ушинский

ДетиРечь – важнейшая психическая функция человека, область проявления присущих всем людям способностей к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, внутреннего мира через диалог с другими личностями, мирами и культурами.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Практическое усвоение речевых средств языка – одна из главных задач коррекционного обучения детей, имеющих речевые нарушения.

Задача учителя-логопеда — научиться строить свою работу с учётом ряда требований:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях (установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях);
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка;
  • преемственность с родителями в рамках образования ребёнка, вовлечения их в образовательный процесс.

Возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Такой путь важно осуществить в различных играх. Ведь особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.

Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.

Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Тем самым дети приобретают собственный действенный и чувственный опыт.

Это очень важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Следовательно, важная роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна создавать процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При выборе дидактических игр преследуются коррекционные цели и задачи с учетом особенности речевого развития дошкольников.

Например:

  • Настольно-дидактическая игра «Кто в домике живет?». (Упражнять детей в подборе слов с определённым звуком).
  • Настольная игра «Кто быстрее соберет вещи?». (Упражнять детей в дифференциации звуков /с/ — /ш/).
  • «Построим пирамиду». (Упражнять детей в определении количества звуков в словах).

Ранний дошкольный возраст – возраст чувственного познания окружающего мира. В этом возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Дошкольник, осваивает окружающий мир с помощью метода проб и ошибок, который сменяется примериванием и зрительной ориентировкой.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления.

Наиболее важное значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Как это можно сделать наиболее эффективно и с учетом возрастных особенностей детей? Конечно, в сюжетно-ролевой игре!

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра.

В игре дошкольника складываются и эффективно осваиваются главнейшие новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание и РЕЧЬ.

Поэтому, для полноценного речевого и личностного развития детей важным направлением коррекционной деятельности являются сюжетно-ролевые игры, как средство стимуляции формирования фразовой речи.

Практическая реализация направления успешно осуществляется в игровых обучающих ситуациях, которые являются специально организованной сюжетно-ролевой игрой.

Ее характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой;
  • для нее специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержание игры заложены: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Театрально — игровая деятельность

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствования грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Отличным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который имеется в банке логопедического кабинета. Самое занимательное и комфортное обучение детей происходит в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Благотворное воздействие на эмоциональную сферу детей оказывают сказки, вызывающие интерес к познанию, формирует умение находить решение в нестандартных ситуациях, направляет ребенка на открытие своего опыта.

Подвижные игры оказывают помощь детям в заучивании множества стихотворных текстов, что отлично влияют на развитие памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых важно развивать подражательность и чувство ритма, координацию движений и фиксации положения тела в пространстве, развитие быстроты реакции, игры для развития навыков ориентировки в пространстве.

Разработанные и созданные игры, позволяют улучшить качество коррекционно-образовательного процесса, развивающих фонетико-фонематические и лексико-грамматические категории, мелкую моторику, высшие психические процессы.

Игры мобильны и вариативны в применении, используются в соответствии с коррекционной и общеобразовательной программой нашего ДОУ в таких областях, как коммуникация, познания.

Использование игровых технологий требует не только обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно также в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрированно на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем.

Результатом использования игровых технологий является соответствие показателей речевого развития возрастной норме.

Использованная литература:

1. Использование интернет ресурсов.
2. Г.Н. Сергиенко. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ».

Учитель-логопед
Четина Наталья Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.