Технологическая карта образовательной ситуации «открытия» нового знания (в соответствии с технологией «Ситуация»)

ДетиАннотация: конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы в рамках лексической темы. Обучение составлению сказки на заданную тему. Развитие связной речи, познавательной активности, коммуникативных навыков. Воспитание потребности в заботе о своей безопасности, чувства дружбы, сплочённости.

Технологическая карта образовательной ситуации «открытия» нового знания

(в соответствии с технологией «Ситуация»)

 

ФИО педагога Теплых Елена Анатольевна, воспитатель в логопедической группе
Возрастная группа Подготовительная к школе группа, 6-7 лет
Дата апрель-май, 2020
Форма организации, количество обучающихся Групповое занятие, 13 человек
Тема занятия Сочинение сказки на тему«Как ёжик выручил зайца»

(В рамках лексической темы)

Содержание Данная деятельность  является НОД (новое знание)
Развитие связной речи
Используемые технологии и методики
  1. Технология дифференцированного обучения и воспитания.
  2. Информационно-коммуникационные технологии.
Цель занятия Создаем условия для реализации следующих речевых задач:
Задачи образовательные связная речь:учимся придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учимся подбирать однокоренные слова; учимся подбирать синонимы и антонимы; воспитываемчуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

звуковая культура речи: учимся регулировать силу голоса.

развивающие Развиваем связную речь, обобщать полученные знания, делать выводы.Развиваем познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки; расширять кругозор детей.

Обогащаем словарный запас детей, развивать навыки диалогической и монологической речи.

воспитательные

Воспитываем у детей потребность в заботе о своей безопасности;чувство дружбы, сплочённости.
Образовательные области приоритетная Речевое развитие
в интеграции Социально-коммуникативное, познавательное развитие

Предпосылки универсальных учебных действий

Предпосылки личностных

УУД:

Предпосылки регулятивных

УУД:

Предпосылки коммуникативных УУД:

Предпосылки познавательных

УУД:

Формируется познавательный интерес, интерес к изучаемому материалу, усваиваются основные требования к составлению описания и построения сказки, формируется адекватная самооценка, формируются представления о сказках про животных.Умение осознавать свои возможности, умение прийти на помощь. Действовать  по образцу и заданному правилу.Умение работать по инструкции взрослого.

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Реализация потребности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.Предлагать помощь и сотрудничество,

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных и речевых задач;вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;слушать собеседника;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;участвовать в совместной деятельности.

Умение создавать алгоритм действий при решении поставленных задач.Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.

Сформированность логических операций: сравнение, обобщение.

Методы и приемы, используемые в ОД

Словесные- Беседа с детьми -  Диалог с детьми прирешении проблемной ситуации

-Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий

Наглядные- схемы-модели

- мягкие игрушки ёжик и зайчик

Практические- Дидактическая игра «Шишка»

- Практическое задание «Опиши сказочного персонажа», «Сочини сказку»

Методы повышения эмоциональной активности.

- Физминутка- Мягкие игрушки

- Загадки

- Д/И «Шишка»

Предварительная работа

С детьми Чтение произведений художественной литературы:- Русские народные сказки о животных;

- Сказки В.Г. Сутеева

- просмотр мультфильмов по сказкам В.Г. Сутеева

С родителями - Привлечение родителей к оформлению книжного уголка по теме недели «Сказки про животных».- Рекомендации в родительском уголке о теме недели, цели совместной деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы.

Оборудование:

мягкие игрушки ёжика, зайца; схемы-модели: внешний вид, действия и повадки; небольшая, интересная и законченная.

Структура занятия.

Этапы (последовательность)деятельности, цель деятельности педагога

Содержание занятия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1. Введение в ситуацию.

ПриветствиеСоздание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка; веры в собственные силы.

Формирование и фиксация «детской» цели;

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт.Здравствуйте! Я рада вас видеть. Приготовила загадки для вас

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,
Уши больше головы?

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки — ни одной.

А кто сочинил загадки?

А что ещё народ сочинил для нас?

Хотите попробовать сочинить сказку сами?

Прекрасно! Сегодня  мы будем сочинять сказку о зайце и ёжике. Но для этого нужно немного размяться: кое-что вспомнить.

Здороваются с педагогом.Активно включаются  в личностно-значимую для них беседу.

2. Актуализация знаний и умений

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации, необходимые для построения нового знания. Почему у ежа много иголок, зачем они ему? Какие еще бывают иголки?  

Где живут еж и заяц?

 

Но мы с вами хотим сочинить сказку, а заяц и ёж персонажи (герои) народных сказок. И сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек.

 

Мальчики вспомнят, какой ёжик в сказках,

а девочки, какой заяц

 

Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

 (Боязливый, пугливый…)

 

Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.(Храбрый, отважный…)

 

Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Можно сказать, что заяц трусливый?

 А что заяц пугливый?

Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Общение.Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Ответы детей.

Способность обобщать.

Способность ребенка к совместному общению, высказывание собственных позиций.

Проявление инициативы, опираясь на свои знания и умения.

Ответы детей.

3. Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднениемв деятельности Предлагает детям составить описание ежа и зайца.Описатьзначит рассказать, какой еж, его внешний вид, действияи повадки. Я вам опишу одного зверя, а вы догадайтесь, о ком речь: рыжая, бывает серая, длиннохвостая хлопотунья, скачет по деревьям, делает запасы на зиму.

Кого ещё можно описать?

А теперь вы попробуйте составить описание ежа и зайца. Предлагаю разделиться на группы: кому хочется рассказать про смелого ёжика – проходит к столу, где сидит ёжик. Кто будет рассказывать про пугливого зайчика – проходит к столу с зайчиком.

Итак, одна группа описывают ежа, другая – зайца. Можно составить рассказы-загадки, как я про белку.

Заслушиваются ответы детей (2-3 человека).

Чьё описание получилось интересней? Почему?

Взаимодействие со сверстниками и взрослым.Дети повторяют тип речи – описание с опорой на схему.

Способность ребенка к совместному общению.

Детям предлагается выбор и проявление инициативы.

Высказывание собственных позиций.

Детям предоставляется самостоятельность.

Построение связного речевого высказывания.

Формирование адекватной самооценки.

4. «Открытие» нового знания

Физминутка «Ёжик»Вовлекает детей в процесс самостоятельного  поиска и «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера

Использует различные формы организации детских видов деятельности в поиске и «открытии» новых знаний (способов действий)

Организует выдвижение предположений.

Фиксирует новое знание и способ действия во внешней речи и знаково

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Как думаете, теперь мы готовы написать сказку о том, как ежик выручил зайца?Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж смог выручить своего друга.Сказка у нас должна получиться небольшой, интересной и законченной.

Сложно? Не волнуйтесь: я буду вам помогать!

Как можно начать сказку?

(жили-были, однажды летом…)

Воспитатель:Однажды летом (а почему это не могло произойти зимой?) заяц нашел большую поляну, где росла … заячья капуста. (Какая?) День был (какой?) солнечный, ясный. Заяц так увлёкся нежной, в, что забыл об опасности. А в это время на поляну из чащи выскочил (кто?Опишите его.) Наш зайчик …., потому что он был …(трусливым, пугливым). Зайчик приготовился к своей … (смерти), но вдруг увидел…(своего друга ежика), который неподалёку собирал…(грибы). Ёжик заметил, что другу грозит опасность, но…(не растерялся), потому что он (какой?). Ёж превратился в …(колючий клубок) и стал колоть волку лапы. Волк взвыл от боли и убежал далеко в лес.

Как закончим сказку?

(Так  смелый ёж спас трусливого зайца).

Вам понравилась сказка? Сложно сочинять сказки? А как можно назвать нашу сказку?

(Друзья. Как ежик помог зайцу. Случай в лесу).

Какое название самое точное?

(Как ежик помог зайцу)

 

Я попрошу вас дома сочинить свою сказку про животных и рассказать нам на следующем занятии.

Двигательная активность детей.Проявляют активность, ловкость в выполнении задания.

Проявление любознательности.

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Ответы детей.

Наблюдательность, умение анализировать, обобщать.

Проявляют активность, творчество в выполнении задания.

Построение связного речевого высказывания.

Высказывают предположения, проявляют инициативу, творчество

5. Включение нового знания и способа действия в систему знаний ребёнка

Использует новое знание (способ действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания.Использование нового знания  в совместной деятельности..

Проверяет результаты игры.

 

 

Помогает формулировать выводы, выбирать правильное решение.

 

 

 

Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе выполнения задания.

 

 

Проверяет результаты задания.

 

Дидактическая игра «Шишка»Хочу предложить вам поиграть со мной в игру, которая называется «Шишка». Не против?

Пройдёмте со мной на коврик. Садитесь поудобней.

Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая

На сосну взбирается

Шишками кидается.

Кто это?

Закончите предложения: белка бросила в волка…( шишку).На лбу у волка выросла… (шишка).

Какие шишки бросала белка?(еловые)

Что вскочило у волка на голове?(Шишка)

Еловая? Сосновая? Какая?

Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему слова, которые рифмуются с ним.

(Шишка — мышка, малышка, трусишка).

Белка угостила ежа орехами, а он не смог их… (съесть). Еж (он у нас какой?) взял молоток и… расколол орехи. Что еще можноколоть?(дрова)

Чем можно уколоться?(Иглой).

Почему?(Игла острая, колючая).

Про что мы говорим острая?

(Про иглу, пилу, вилку)

Острый?

( Нож, язык, ум, зрение, слух, нюх)

А у кого острый язык?

(У тех, кто говорит много колючих слов: резких, обидных)

А у кого острый нюх?

А у кого острый слух?

Острое?

Острые?

Закончите фразу так, чтобы было складно.

Где ты, белочка, гуляла?

(Я орешки собирала)

Ты кого, ежок, нашел?

(Я вам белочку привел)

А ежиха в лес пошла…

(Спелых ягод принесла)

Быстро белочка скакала…

(Все орешки растеряла)

В стороне стоял грибок…

(Еж его найти не смог)

Проявляют инициативность.

Ответы детей.

Построение речевого высказывания.

Проявление активности, инициативы.

Построение связного

речевого высказывания.

Ответы детей

Способность ребенка к совместному общению.

Ответы детей

Проявляют инициативность, творчество в выполнении задания.

Построение речевого высказывания.

Проявление любознательность

Ответы детей.

Детям предоставляется самостоятельность.

6. Осмысление

Фиксирует достижения детьми «детской» цели.Создает ситуацию успеха. Чем сегодня занимались? Что нам помогло сочинить сказку?

 Что получилось?

 Что было сложным?

Вы большие молодцы! Думаю, сказка, которую вы сочините дома, очень нам понравится

Рефлексия.Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

Теплых Елена Анатольевна,
педагог-воспитатель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.