Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Методическая разработка на тему:

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию;
но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть.
Альберт Эйнштейн

Самое лучшее — все проверять экспериментальным путем:
тогда действительно можно приобрести знания,
в то время как строя догадки и делая умозаключения,
никогда не станешь по настоящему образованным человеком.
Марк Твен

ДетиЕщё до введения ФГОС, где выделена познавательно-исследовательская деятельность детей как новое самостоятельное направление.

Я всегда интересовалась данной темой, изучала имеющуюся литературу, проводила с детьми опытно-экспериментальную работу.

Если педагог избирает метод самостоятельных исследований детьми, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести, но что при этом получится, что происходит, какие выводы можно сделать, дети видят и формулируют сами.

В формулировке цели планируемой деятельности учителя-логопеда теперь следует писать «изучить методом самостоятельных наблюдений и экспериментов…».

Что такое опыт и эксперимент?

Википедия:

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Обычно эксперимент проводится в рамках исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование.

Разница между опытом и экспериментом

Различия между указанными категориями незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.

Эксперимент преследует определённую цель, которая является основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед исследователем – «множество» возможных исходов.

Данные категории могут использоваться в качестве синонимов. Их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н.Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обосно¬вания данного вывода приводятся многие доказательства.

В ДОУ дошкольникам могут быть предложены разные формы познавательно исследовательской деятельности, например:

  1. Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения.
  2. Классифицирование предметов, например, дети осваивают родовидовые отношения .

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Можно выделить два вида такого рода деятельности:

1. Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании

2. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.

Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, в том числе для детей с ОНР:

- формировать у дошкольника предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать у ребёнка умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, новой лексикой , побуждать к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
-формировать у детей способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы, а как итог- развивать связную речь.

Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи по развитию познавательной активности у детей с ОНР :

1. Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания и умения, будут вызывать речевую активность, живой интерес, желание экспериментировать.

2. Необходимо создавать ребёнку преграды, проблемные ситуации, побуждая ребенка к достижению желаемого, к поиску ответов на вопрос с помощью новых идей.

3. Побуждать детей сопоставлять, совмещать имеющиеся факты, обобщать информацию в словесном высказывании.

4. При помощи познавательных коллективных игр побуждать детей к общению, поощрять инициативу по самостоятельной организации детьми опытов и поисков рациональных решений, оказывать помощь.

Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка, необходимо выполнить следующие условия:

1. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным.

2. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Учитель-логопед внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение.

3. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить.

4. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели, экспериментирование со словом, предложением, звуками.

5. В заключение экспериментально- познавательной деятельности необходимо правильно сделать вывод, дети должны попытаться это сделать сами .

Чем больше и разнообразней организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи для опытов, находить пути их решения, искать закономерности, видеть происхождение различных явлений, взаимозависимости. Активная, заинтересованная деятельность способствует активизации и пополнению словаря детей с ОНР, развитию связной речи, пониманию особенностей грамматического строя речи родного языка.

Далее я остановлюсь на некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые можно использовать в ДОО на занятиях с детьми с нарушениями речи.

В целях профилактики акустической формы дисграфиимы с детьми экспериментируем с различным занимательным речевым материалом. Детям нравится экспериментировать со словами, различающимися только одним звуком (квазиомонимами). Квазиомонимы-это слова различающиеся только одним звуком в одной и той же позиции.

  • «Замени Т на Д» : уточка-удочка, трава-дрова, точка-дочка, тачка-дачка,…
  • «Замени П на Б»: почка-бочка, палка-балка,…

Случайным образом в процессе работы у нас возникали целые цепочки слов-квазиомонимов:

Дом, дым, дам, там, так, лак, мак, рак, …

В данной цепочке слова, различающиеся только одним элементом.

Задания в творческой лаборатории по производству новых слов;

  • «Найди пару» (карточки делятся на две группы);
  • «Составь пару из двух картинок»;
  • «Подбери картинку к схеме слова» (П-Б; З-С;… ) Заменить один звук в слове.
  • «Небылицы или звуки заблудились. Почини текст».

Учитель-логопед умышленно допускает смысловую ошибку:

• (П-Б) По морю плывут почки, на дереве распустились бочки
• (Д-Т)Удочка крякает, уточка ныряет.
• (Т-Д) Девятиэтажный Том, развесёлый дом.
• (Ш-С) Зубастая крыша, железная крыса.

Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма)

Анаграмма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание (Википедия).

На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сон — нос, ров – вор, сосна – насос, терка – актер).

С детьми, уже умеющими хорошо читать в подготовительной к школе группе, можно поэкспериментировать с метаграммами (игры-метаграммы) Участник игры должен несколькими шагами, меняя только одну букву, получить в итоге из начального слова конечное. При этом промежуточные слова должны различаться между собой всего на одну букву и быть равными по количеству символов данным.

В игре « Превращалки» я использую в работе шараду-метаграмму. Можно играть как с одним ребёнком , так и с подгруппой. Каждому игроку дается по листку бумаги с одинаковыми для всех метаграммами.

Кто быстрее остальных и при этом правильно преобразует словесной цепочкой одно слово в другое, тот и выиграл в этой игре.

Приведу примеры таких задач. Например, надо превратить кита в сома. Правильной будет такая цепочка: кит — кот — ком — сом. Я обычно даю карточку с заданием из слов и с картинками:

к и т

д о м

Ещё одна из разновидностей шарады — нужно разгадать слово по подсказкам в загадке. Чаще всего для этого дается готовым или подразумевается другое слово, в котором нужно заменить одну или несколько букв, чтобы получить искомое. Второй вариант- путем цепочки замены букв нужно превратить одно слово в иное, используя только заданное количество шагов.

Например, я давала детям задание: превратить чайку в гайку, отгадывая загадку:

С « Ч» порхаю над морскою волною, чайка (отгадка)
С «Л» на вора лаю, не даю покою лайка
С « З» в поле по травке скачу зайка
С «Г» на ножку стула ключом закручу гайка

Использую в работе подбор слов к заданной звуковой модели. На мониторе компьютера или на доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? оно неживое? предмет? кому нужен? какой формы? какого размера? из чего сделан? где встречается?…Дети иногда предлагают тут же поэкспериментировать, поиграть в уже описанные мной выше игры, например «Слово рассыпалось».

В работе над текстом выборочно экспериментируем над отдельными предложениями. Сказать с различной интонацией фразу:

Он совершил хороший поступок.
Он совершил хороший поступок!
Он совершил хороший поступок?
(Детям показываются смайлики с соответствующей эмоцией)

Данное задание направлено на экспериментирование с эмоциями и формирование интонационной выразительностью речи

Развитие у детей способностей к преобразованию происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования.

Поэтому при прохождении лексических тем я включаю задания, например, на разные агрегатные состояния одного и того же вещества, так как детям, особенно с ОНР, могут казаться различные состояния одного объекта абсолютно разными объектами.

К тому же для детей с ОНР самым сложным типом речи является рассуждение. Ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют задания типа:

- «Вопрос-провокация»: – Почему зимой идет снег, а не дождь?

- Куда делась вода из кувшина в жаркий день, если её никто не пил?»

- «Я начну, а ты закончи» (Снежана не пошла на улицу, потому что…) Далее придумывают дети : потому что на улице пошёл дождь или потому что на улице холодно, и т.д.

- Чем самолёты отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать .

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяли ткани на ощупь в « Чудесном мешочке», определи название материала одежды, учились давать определения ( меховой воротник- мягкий, кожаная куртка- гладкая и т.д.

Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники с ОНР в процессе экспериментирования учатся с учителем-логопедом ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При прохождении очередных лексических тем я использую в работе синквейн, мною был разработан вот такой универсальный зрительный план . Опираясь на этот план дети экспериментируют с подбором подходящих по смыслу слов к заданному. В подготовительной к школе группе дошкольники могут самостоятельно по-своему записывать слова.
В итоге составляется описательный рассказ по пяти пунктам.

Опираясь на зрительный план, дети экспериментируют с подбором подходящих слов ,составляют рассказ.

Например. Ответ Максима М.

Космонавт.
Сильный, смелый.
Изучает, тренируется, летает.
Я хочу тоже стать космонавтом, космонавты –это открыватели нового.
Космос, планеты, звёзды.

Интересна для детей экспериментальная работа с изографами. Изографы-это картинки, на которых слова записаны буквами. Ребенок должен найти все буквы, составить из них слово. В своей логопедической практике я использую изографы для решения разных задач: для предупреждения нарушений письменной речи у детей с ОНР, для чёткого создания и запоминания образа буквы, для исправления дисграфии, для формирования у детей способности выдвигать гипотезы, для развития анализа и синтеза речи.

Я даю детям задание: расколдуйте «перелётную птицу». Соедините данные буквы таким образом, чтобы получилось название перелётной птицы. У каждого ребёнка своя картинка из букв со словами «ласточка», «кукушка», «скворец», и т.д. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, в данном случае птицу (при изучении темы «Перелётные птицы»)

Провожу с детьми опыты в играх, например «Волшебник-недоучка» (составление предложений по графическим схемам, где умышленно создаю ребёнку проблемные ситуации: сокращение или увеличение слов в предложении), побуждая ребенка к поиску ответа на вопрос с помощью подходящих идей. Возникали ситуации, когда необходимо было «реставрировать» «повреждённое предложение» (незаконченную мысль).

И вот уже ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различные способы ее достижения. В процессе достижения цели дошкольнику с ОНР приходится активно сопоставлять, совмещать имеющиеся факты, обобщать информацию в словесном высказывании, я только поощряю, одобряю поисковые действия.

В рамках игр-опытов по составлению предложений я ставила подгруппе детей и иную цель: экспериментирование с оттенками значения одного и того же слова. Решались задачи: развить чутьё к слову, побудить к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки — слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

«Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным.

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением боковогосигматизма. Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой — чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля.

Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду.

Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод — в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — нужно дуть сильно.

При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи.

Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю.

Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки.

В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота.

Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала.

При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка.

Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха.

Вариант игры — загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее.

А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух.

Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево.

Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух.

Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее.

Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю.

Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.

Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков.

Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения.

Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно.

При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Иванова Оксана Николаевна,
учитель — логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.