Аннотация: Развитию речи и профилактике речевых нарушений способствует развитие коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста. Учитель дает элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно – речевые ситуации, игры и упражнения, стимулирует развитие речи.
Методы развития коммуникации на логопедических занятиях
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено.
Для успешного обучения в школе важными компонентами являются развитая связная речь, сформированная эмоционально-волевая и коммуникативная готовность.
В младшем школьном возрасте у детей происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность постепенно уступает место учебной. Однако, дети не теряют интерес к игре. Игровая деятельность принимает свои специфические формы и продолжает развивать психические функции ребенка, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.
Логопедическая деятельность в школе направлена на успешную социализацию учащихся. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.
Группы методов развития коммуникации
Выделяют три группы методов развития коммуникации — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы
К ним относится метод наблюдения, как например, рассматривание предметных картинок, сюжетных картин, серий картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам.
К словесным методам относятся:
чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, пантомимы, инсценировки, дидактические упражнения.
Игры в процессе занятий возбуждают у ребенка интерес к деятельности, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения, тем самым повышают речевую активность детей.
Игры:
Какой предмет звучит?
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Логопед использует различные предметы для звучания (колокольчики, баночки с гречкой, горохом и рисом)
Поймай звук
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Логопед проговаривает четко различные звуки, ребенок хлопает (ловит) на заданный звук. В процессе обучения ребенок учится дифференцировать звуки речи, выделять заданный звук, согласовывать движения с услышанным
Найди 5 различий
Цель: развивать связную речь, учиться описывать предмет, взаимодействовать с товарищем.
Логопед показывает картинки и учит отвечать полными предложениями, используя слова направления (справа, слева, вверху, внизу)
Сложи картинку
Цель: развивать связную речь и умение сотрудничать.
После правильного подбора элементов картинки, логопед просит составить небольшой рассказ.
Исправь ошибку
Цель: учиться правильно строить предложения.
В процессе этого упражнения развивается связная речь, развивается навык согласования слов в предложении.
Путешествие
Цель: учиться подбирать глаголы к соответствующей картинке и действию героя
Логопед рассказывает сказку, используя карточки, просит детей подобрать слово-действие, побуждая правильно согласовывать слова в предложениях.
Развитию речи и профилактике речевых нарушений способствует развитие коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста.
Учитель дает элементарные сведения о культуре общения через коммуникативно – речевые ситуации, игры и упражнения, стимулирует развитие речи.
Учитель-логопед
Козлова Юлиана Михайловна