Влияние на реабилитацию пациента психологического климата в семье

Аннотация: В статье представлен анализ влияния психологического климата в семье на реабилитацию пациента и на эффективность восстановительного обучения основанного на опыте работы стационара на дому ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы».

Ключевые слова: логопед, психология, психологический климат, афазия.

Влияние на реабилитацию пациента психологического климата в семье

(Из опыта работы стационара на дому ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ»)

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаОказание логопедической помощи пациентам с очаговыми поражениями центральной нервной системы (инсульт, ЧМТ и другие заболевания ЦНС1), с диагнозом афазия или дизартрия, в условиях стационара на дому ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ» имеет свои особенности. Специфика оказания логопедической помощи заключается в отсутствие комплексного подхода с полным погружением пациента, которое наблюдается в условиях суточного или дневного стационара.

В условиях стационара на дому пациенты получают логопедическую помощь, в среднем 30 индивидуальных занятий продолжительностью до 45 минут, и регулярный осмотр неврологом и терапевтом. При необходимости пациенту проводится курс занятий с нейропсихологом, иногда, при запросе, предоставляете и помощь психолога. Вопрос погружения пациента в адекватный психологический климат с учетом его диагноза и психосоматического состояния дома возможно не всегда и напрямую влияет на эффективность логопедического восстановительного обучения.

Психологический климат (от греч. klima (klimatos) – наклон) – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (в том числе и в семье).

С учетом специфики работы логопеда в условиях стационара на дому ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ» нас интересует психологический климат внутри семьи.

Психологический климат в семье можно определить как неизменность внутрисемейных отношений, который оказывает постоянное влияние на развитие и взаимоотношения всех членов семьи. Психологический климат не является постоянным и может изменяться в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Принято считать, что психологический климат может быть либо благоприятным, либо неблагоприятным. Для благоприятного психологического климата в семье характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития каждого члена семьи, доброжелательность, чувство защищённости, эмоциональной удовлетворённости и т.д. Неблагоприятный психологический климат в свою очередь характеризуется разрозненностью членов семьи или объединению отдельными группами, противостоящими друг другу по тем или иным вопросам, напряженностью, отсутствием эмоционального удовлетворения и чувства защищенности, и т.д.

Наличие в семье того или иного вида психологического климата напрямую влияет на формирование психологического здоровья каждого члена семьи.

Психологическим здоровьем называют состояние душевного и психологического благополучия каждого из членов семьи

Таким образом, психологически климат внутри семьи напрямую влияет на психо-эмоциональное состояние всех членов семьи, а на пациента и его психо-поведенческие особенности, с учетом особенностей основного диагноза, в первую очередь.

Для понимания проблемы, рассмотрим несколько примеров взятых из практики стационара на дому ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ».

Пример первый. Пациентка Т. 87 лет. Диагноз: последствия ОНМК, сенсорная афазия. Нарушения нейродинамических процессов. Речевой дефект грубой степени выраженности. Вдова, двое детей, старший сын перенес ОНМК, живет с женой за городом. Младший сын живет отдельно. Пациентка постоянно находится под присмотром сиделки, которая проживает в квартире пациентки вместе со своей матерью. Младший сын появляется нерегулярно, не стесняется рассуждать в присутствие пациентки о том, что забота о тяжелобольных людях и «стариках» нецелесообразна. Сиделка большую часть времени занята домом и своей мамой. Периодически в доме появляются другие родственники и дети сиделки. Медицинское или иное образование, кроме средней школы, у сиделки отсутствует. Контакт между сиделкой и пациенткой ограничен и носит формальный характер.

В начале курса восстановительного обучения пациентка была подавлена и эмоционально лабильна с выраженной тенденцией к понижению эмоционального фона из-за понимания незаинтересованности в ее проблемах других членов семьи. К середине курса эмоциональный фон скорректировался и стала отмечаться положительная динамика. Больная стала понимать ситуативную речь, адекватно отвечать на простые вопросы, появилась возможность прочитывания коротких текстов, написания отдельных слов. Больная стала проявлять заинтересованность в занятиях со специалистом, адекватно оценивать свои успехи и неудачи. Однако в конце курса занятий пациентка стала говорить, что «это некому не нужно, она здесь всем мешает, и общаться ей здесь не с кем». Таким образом, у пациентки, судя по всему, с учетом неблагоприятным взаимоотношений в семье и психологического климата, нет возможности перенести в спонтанную речь приобретенные на занятиях навыки и умения.

Пример второй. Пациент З. 66 лет. Диагноз: последствия ОНМК, динамическая афазия, эфферентная моторная афазия. Речевой дефект грубой степени выраженности. Пациент живет один. Детей нет, находится на иждивении племянников. Пациент постоянно находится под присмотром сиделки. Сиделка имеет высшее медицинское образование. Племянники регулярно навещают пациента. Сиделка сумела выстроить благоприятный психологический климат, позволяющий пациенту комфортно себя чувствовать с учетом основного диагноза. Пациент с самого начала курса был настроен благожелательно и заинтересованно. Сиделка максимально способствовала выстраиванию правильного графика жизнедеятельности пациента, что позволило повысить эффективность логопедических занятий. В речи больного появились отдельные коммуникативные слова, стали возможны ответы на простые вопросы, больной стал участвовать в ситуативном диалоге, появились возможности прочтения и написания коротких частотных слов. Кроме того сиделка и племянники вне логопедических занятий стимулировали пациента на использование в спонтанную речь приобретенных на занятиях с логопедом навыков и умений. Благодаря активной включенности близких пациента и сиделки в создание благоприятного психологического климата внутри семьи, эффективность восстановительного обучения, разработанного логопедом для пациента с учетом его соматического состояния и степени выраженности речевого диагноза, была очень высокой.

Сопоставление двух вышеописанных примеров, наглядно демонстрирует, необходимость наличия благоприятного психологического климата внутри семьи, так как он напрямую влияет на эффективность восстановительного обучения.

Выявление и формирование психологического климата в семье можно отнести к первичному или предварительному этапу оказания логопедической помощи в условиях стационара на дому наряду с формированием плана восстановительного обучения.

Выявление или диагностика психологического климата в семье лучше всего проводить в рамках консультирования пациента. Логопедическую консультацию целесообразно проводить после прохождения пациентом отборочной комиссии и постановке в очередь на курс восстановительного обучения в стационаре на дому. Главной целью консультирования является уточнение диагноза, поставленного в консультативно-диагностическом отделении ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ», проводя экспресс обследование, направленное на постановку предварительного речевого диагноза, перед тем, как взять пациента на курс восстановительного обучения. Дополнительно в рамках консультирования также необходимо провести ряд мероприятий, направленных на выявление психологического климата в семье, что позволит при составлении программы восстановительного обучения опираться не только на речевой диагноз и степень его выраженности, но и на иные факторы, которые могут оказывать косвенное влияние на реабилитационный процесс

Для диагностирования психологического климата в семье необходимо во время консультирования, по возможности, провести с родственниками пациента беседу, направленную не только на изучение причин речевого расстройства, состояния речи на момент обследования и изучение медицинской документации, но и на выявление особенностей повседневной жизнедеятельности пациента сейчас и до заболевания, особенностей взаимоотношений внутри семьи между ее членами и пациентом. Данная информация поможет понять является ли психологический климат в семье данного больного благоприятным или нет, и правильно выстроить план восстановительного обучения.

Для формирования благоприятного психологического климата в семье или его коррекции, логопеду необходимо во время работы с пациентом настраивать его на семейно-ориентированные ценности, а именно общение и прислушивание к остальным членам семьи. Кроме того, логопеду необходимо проводить с родственниками беседы, направленные на формирование у них понимания ситуации и корректировки их поведения с учетом основного и речевого диагноза пациента. Одним из элементов коррекционной работы, направленной на формирование благоприятного психологического климата в семье, является совместное выполнение домашних заданий оставленных логопедом для закрепления и автоматизации пройденного ранее материала. При необходимости, целесообразности и при наличии запроса со стороны пациента или его родственников логопед может подключить психолога для получения пациентом или его родственников профессиональной и квалифицированной помощи.

При отсутствии контакта с родственниками или при нежелании членов семьи включаться в проблему пациента логопеду необходимо давать такие домашние задания, с которыми пациент сможет справиться самостоятельно, или же совсем отказаться от них.

Резюмируя выше изложенное, мы видим, что логопеду в условиях стационара на дому необходимо, кроме своих непосредственных обязанностей, выполнять часть функций психолога для понимания и управления психологическим климатом в семье, так как без этого в ряде случаев невозможно эффективно реализовать программу восстановительного обучения.

Гераськин А.А., логопед, клинический психолог,
ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации
Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ
Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Индивидуально-ориентированная программа по логопедии Индивидуально-ориентированная программа по логопедии
Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.