Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности ДОУ

Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности ДОУ

Развитие речевого дыханияВ современной жизни наблюдается снижение основных показателей здоровья детей. Среди детей дошкольного возраста возросло количество детей с тяжелыми нарушениями речи, соматически ослабленных, с неврологическими отклонениями, с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому на сегодняшний день в образовательном процессе так актуальна потребность в интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательном, коррекционно-развивающем и воспитательном процессах ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Эти технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  1. закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  2. повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  3. проведение профилактической оздоровительной работы;
  4. ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  5. мотивация детей на здоровый образ жизни;
  6. формирование полезных привычек;
  7. формирование валеологических навыков;
  8. формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  9. воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

К самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются:

  • глубокое дыхание,
  • искусственное затруднение дыхания,
  • задержка дыхания,
  • замедление дыхания,
  • а также поверхностное дыхание.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  1. улучшить работу внутренних органов;
  2. активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  3. тренировать дыхательный аппарата;
  4.  осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  5. повысить защитные механизмы организма;
  6. восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  7. развивать речевое дыхание. Правила проведения дыхательной гимнастики.

Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи.

Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.

Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов.

Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).

Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания.

Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Стоит не забывать, что проводить занятия нужно в игровой форме. Также малыши будут выполнять все требования с большим удовольствием, если каждое упражнение будет иметь свое «детское» название.

Комплекс дыхательных упражнений

«Водолаз»

Малыши должны представить, что находятся в море и опускаются под воду. Теперь нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на максимально долгое время.

«Часики»

Ручки вниз, ножки на ширине плеч. Малыши изображают часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

«Вырасту большой-большой»

Ноги вместе, дети стоят ровно. Нужно поднять руки в стороны, затем вверх. На вдохе подняться на носочки и хорошенько потянуться вверх. Далее дети опускают руки вниз, становятся на ступни, произнося на выдохе «ууххх».

«Паровозик едет»

Дети идут, делая движения руками и произнося «чух-чух». Затем — останавливаются и на выдохе издают звук «ту-туууу».

«Бросаем мячик»

Дети становятся в кружок. Один из них держит мяч в поднятых руках. Вдыхает, а на выдохе бросает мяч своему другу, произнося длительное «уухх».

«Как говорит ворона»

Дети расставляют ноги на ширине плечи, руки опускают вниз. На вдохе нужно развести руки в стороны, как крылья у вороны, а на выдохе медленно опустить руки, говоря «кааррр».

«Ненасытный хомячок»

Дети должны надуть щеки и медленно ходить по кругу. Далее нужно хлопнуть по щечкам, выпустив воздух. Затем пройти пару шагов, хорошенько дыша носом, как хомячок, который вынюхивает еду, чтобы наполнить щечки снова.

«Веселый футбол»

Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. А сколько веселья начнется, когда дошкольники станут дуть на мячик через трубочку для сока!

«Маленькие художники»

Малыши должны выдыхать на стекло так, чтобы можно было нарисовать фигурку, которую Вы скажете.

«Бабочки»

Нарежьте из бумаги бабочек, затем подвесьте их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали.

Некоторые привычные детские упражнения тоже являются хорошей тренировкой для укрепления органов дыхания. Это надувание шариков, выдувание мыльных пузырей, бульканье в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на детских духовых инструментах.

Польза дыхательной гимнастики

Все эти упражнения для детей дошкольного возраста рассчитаны не только на укрепление иммунитета. Сейчас существует много детей, которые страдают нарушением звукопроизношения.

Речевое дыхание формируется только при постоянной работе над звуковой культурой речи и выполнении упражнений для дыхания.

Подобные упражнения постоянно практикуются при работе над коррекцией речевых нарушений, на занятиях логоритмики, АФК, на ежедневных занятиях в группах компенсирующей направленности.

Батурко Татьяна Всеволодовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень
Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком
Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ
Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.