Методическая разработка:
Пример индивидуального плана коррекционной логопедической работы с ребенком с ОНР 2 уровня
В данном материале представлен индивидуальный план коррекционной логопедической работы с ребёнком 5 лет с общим недоразвитием речи.
Выделены основные направления и содержание логопедической работы по каждому из направлений.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НА 20__-20_ УЧ. ГОД
Ф.И.: Ф. Артемий
Возраст: 18.06.12
Год обучения :1
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня, стертая дизартрия.
Направления работы |
Содержание работы |
Место занятий в общем плане работы |
Развитие общей, мелкой моторики и графомоторных навыков. |
Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, кольца су-джок, прищепки и др.), массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.), биоэнергопластика, упражнения на развитие реципрокной координации рук. Развитие переключаемости движений пальцев рук, подвижности кисти, формирование правильного орудийного захвата. Работа по развитию конструктивного праксиса. |
Индивидуальная работа воспитателей, инструктора по физической культуре, отдельные упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда, с родителями |
Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания. |
Развитие подвижности и амплитуды движений подвижных органов артикуляции, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения от одного движения к другому, логопедический массаж. (общий комплекс артикуляционной гимнастики). Выполнять упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Отрабатывать силу, длительность выдыхаемой воздушной струи. Мимические упражнения по лексическим темам, («Грустный-веселый», «Осень» «Овощи на вкус» , «Дуб» и т,д.) |
На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями |
Коррекция звукопроизношения |
Уточнение артикуляционного и акустического образа гласных звуков, имеющихся согласных. Формировать навык четкой артикуляции: выработка правильных артикуляционных укладов звуков А, О, У, Ы, Э, И. Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Окошко», «Почистим зубки», «Блинчик», «Расческа» и др. Отработка слитного произнесения нескольких гласных. Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»). Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса). Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. Логопедический массаж. Медикаментозное лечение по рекомендациям невролога. Постановка и автоматизация звуков Ль, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь. Дифференциация звуков (гласные, простые согласные, смешиваемые в произношении С-Сь, З-Зь, Ц-Ть, Ш-С, Ж-З, Ч-Ть, Щ-Сь, Л-Ль). |
На индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями |
Развитие фонематического слуха |
Различение звучания шумов и музыкальных инструментов; направления, громкости звучания; узнавание и различение гласных звуков; дифференциация неречевых звуков. Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу. Формирование умения различать слоги со сходными звуками. Формирование умения воспроизводить цепочки гласных, слоговые ряды. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Формирование навыка нахождения заданного звука в ряду других звуков, в слогах, в словах в различных позициях (начало слова, середина, конец). Развитие системы межанализаторных связей, как основы для анализа неречевых и речевых звуков. Развитие слухового внимания с подключением предметных и графических визуальных опор (схемы, символы). Работа над ритмом (сначала простым, затем более сложным). |
На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями |
Совершенствование психологической базы речи |
Формирование мотивации к общению.
Преодоление негативизма. Развитие процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной); Развитие объема слуховой памяти до 4 единиц. Развитие объема зрительной памяти до 5-6 единиц. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок. Совершенствование наглядно-действенного мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование навыков соотносительного анализа и практической группировки, операций сравнения, обобщения и классификации на базе овладения сенсорными эталонами и родовыми понятиями. Формирование умения устанавливать аналогии, причинно-следственные и временные связи. (Учить составлять группы предметов на основании 1-3 одинаковых признаков (цвета, формы, величины, назначения). Учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам). Развитие умения работать по образцу, по словесной инструкции. |
На подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, закрепление на индивидуальных занятиях воспитателя, с родителями |
Развитие пространственного восприятия |
Ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве от себя (вверху. внизу, сзади, впереди, на, под, в, справа, слева),ориентировка на плоскости (нахождение верха листа, низа, центра, правого и левого края) |
На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника, с родителями |
Расширение словарного запаса |
Активизация и расширение пассивного и активного словаря существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексическим темам. |
Фронтальные и индивидуальные занятия воспитателя, фронтальные занятия логопеда, с родителями |
Коррекция грамматического строя |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Изменение глаголов по лицам и числам. Закрепление навыков образования предложно-падежных форм. |
Подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда, индивидуальная работа воспитателей и родителей |
Коррекция слоговой структуры слова |
Отработка слов, начиная с 1 типа слоговой структуры Воспроизведение ритма в движениях и играх; ходьба и маршировка под музыку; двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.
Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуковых цепочек. Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие («продолжи ряд» и т. д). Работа над двухсложными словами без стечения согласных; Работа над трёхсложными словами без стечения согласных. Упражнения в произнесении слогов со стечением согласных. Формирование умения произносить слоги и слова сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам. Упражнения в произношении слов усвоенной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений. Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок. |
На занятиях воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального работника. Индивидуальные занятия логопеда, с родителями |
Развитие связной речи
|
Стимулировать ребёнка к ситуативному употреблению простых предложений. Добиваться ответов на вопросы в доступном фонетическом оформлении (сопряженно, отражённо). Повторение за взрослым, заучивание простых предложений, текстов. |
Фронтальные, занятия логопеда. Индивидуальные занятия логопеда. |
Абрамова Елена Леонидовна,
учитель-логопед