Использование игр в работе учителя-логопеда по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Использование игр в работе учителя-логопеда по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Фонематический слухРебенок учится в игре. Игра – это основопологаюшее в обучении ребенка. В интернете и литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей.

На логопедических занятиях рекомендуется соединять логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает у детей нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний.

Кроме того, использование таких активных форм игры способствует развитию двигательной сферы и самостоятельности.

Предложенные мною игры способствуют развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте.

При формировании у детей фонематического восприятия, за форму проведения может браться общеизвестная игра, но при этом ставится новая задача по коррекции речи. В результате чего появляется модифицированная общественная игра, которая позволяет сохранять интерес ребенка к занятиям, несмотря на то, что используются всё те же характерные для коррекционной работы логопеда предметные картинки и цветовая символика.

Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. Данные игры могут быть использованы логопедом, воспитателями, родителями в повседневной жизни детей: на занятиях, на прогулке, на досуге.

Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал.

Так, например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу. В игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, — самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

Только в условиях игры проявляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонавты», «Стук, да стук, найди слово милый друг»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумчиво подчиняются, а сотрудничают с логопедом, который не только руководит игрой, но сам участвует в ней, при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, какую хочешь, возьми игрушку, стань каким хочешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»; выбери любой конверт с заданием, выбери, с кем будешь выполнять задание и т.д.)

В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают в рассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т.п.). Например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спрятать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры могут проводиться с пением, с элементами драматизации («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик – семицветик» и др.).

В коррекционных целях могут использоваться подвижные игры со звукоподражаниями, где дети имитируют различные движения: изображают самолеты, лошадок, цветы, деревья, спортсменов и т.п. Логопеду нужно внимательно следить за выполнением заданий детьми, а особенно за их речью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточности, пытаться приучать к этому и детей.

Одним из важных условий обучения в ходе проведения активных игр, является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать какую тему дети изучают на логопедических занятиях. Активные игры, направленные на развитие фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и соединенные с задачами обучения развивают речевую активность детей,

Систематическое включение этих игр в жизнь детей позволяет добиться хороших результатов с хорошим настроением не травмируя психику детей, что в свою очередь повышает результативность работы учителя-логопеда.

Тарасова Вера Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Вариативность проведения артикуляционной гимнастики Вариативность проведения артикуляционной гимнастики
Шкала речевого развития ребенка по возрастам. Полезные советы логопеда и рекомендации по развитию речи Шкала речевого развития ребенка по возрастам. Полезные советы логопеда и рекомендации по развитию речи
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
Пример индивидуального плана коррекционной логопедической работы с ребенком с ОНР 2 уровня Пример индивидуального плана коррекционной логопедической работы с ребенком с ОНР 2 уровня

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.