Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста

Аннотация: Цель исследования – изучить и апробировать систему работы по формированию семантических полей у слепых дошкольников посредством ассоциативно-тактильной технологии.

Научная новизна в данном исследовании заключается в том, что:

данную тактильно-ассоциативная технологию по формированию семантических полей у слепых дошкольников могут использовать в своей работе тифлопедагоги.

Результатом применения данной технологии является то, что у слепых складывается тактильно-кинестезическо-слуховое ядро сенсорной организации, а в оптико-вестибулярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным. Такая межанализаторная перестройка, являющаяся результатом компенсаторного приспособления в условиях зрительной депривации, направлена на достижение адекватного чувственного отражения окружающего мира.

Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторикиВ условиях дефицита сенсорной информации в старшем дошкольном возрасте становится возможным путь формирования представлений о том или ином предмете не по естественному и обычному пути от чувственного образа к понятию, а наоборот, от понятия к образу.

По мнению А.Г.Литвака «происходит наполнение понятий чувственными данными и формирование вторичных представлений на основе имеющихся понятий». Однако известно, что недостаток чувственного опыта приводит к тому, что представления детей об окружающем становятся неполными, неточными, искаженными или даже подменяются формальными знаниями.

Ребенок, манипулируя с предметами, познает их свойства и качества. По мере накопления определенного чувственного опыта у ребенка появляется возможность осмысления предметно-орудийных действий. Это становится возможным при овладении словесными обозначениями этих действий.

П.Л. Гальперин пишет о том, что по мере появления слова, обозначающего то или иное предметно-орудийное действие, у ребенка начинает складываться интериоризированный характер действия и мышления, когда внешние действия преобразуются во внутренние мыслительные действия. Это позволяет ребенку оперировать уже не только с конкретными предметами, их признаками и свойствами, но и с их образами.

Л.С. Выготский писал, что нигде вербализм и голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Словесные методы обучения слепых часто дают им формальные, вербальные знания, поэтому составляемые слепыми детьми описания конкретных предметов, явлений, ситуаций, чрезвычайно нуждаются в проверке, их конкретизации. Коррекция с помощью наглядных пособий, а также применения предметно-практических приемов добывания информации об окружающем мире во многом может снять проблему вербализма.

При изучении работ Мастюковой Е.М., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б. мы убедились в важности комплексного подхода к развитию лексики, не только через накопление слов, но и через формирование разнообразных связей и отношений между словами, представляющих собой семантическую и логическую общность через ассоциации.

Прочность усвоения слова зависит от установленных многообразных связей нового слова с изученными. При этом связи устанавливаются не только в результате логико-смысловых действий, но и по законам ассоциаций.

Л.С. Рубинштейн указывал, что усвоение словаря — результат образования ассоциации между звуковой оболочкой слова и конкретным образом обозначаемого этим словом предмета.

Ассоциация понимается как связь, образующаяся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями). Действие ассоциативной связи — актуализация состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого.

Применение тактильно-ассоциативной технологии в обучении слепых детей — это прежде всего их знакомство с окружающими предметами с помощью осязания. Происходит формирование представлений детей о предметах на основе перцептивной деятельности.

Б.Г. Ананьев указывал на то, что первая реальность речи — это предметная соотнесенность слов. Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет).

По мнению Литвака А.Г. активное осязание является ведущим способом отражения физических свойств материального мира. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.

В качестве объектов обследования выступают как реальные предметы, так и различные чучела, модели, игрушки, выполняющие также роль модели. При этом очень важно, чтобы в игрушке были четко выделены основные свойства объекта.

Епифанцева Т.Б. подчеркивает, что процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщенным значением слов и выше его уровень.

В ходе тактильного восприятия ребенок выстраивает связь образов представлений –это становится основой для формирования представления о подобных объектах. Нащупывая предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Технология расширяет получение новой информации, ведет к особому типу восприятия по ассоциативному принципу. Формируется умение извлекать информацию по одному или нескольким ключевым признакам.

В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или наличие какой-то детали и т. д.

По мнению Г.К.Ушакова повторная фиксация ребенком тактильных ощущений на одних и тех же предметах вырабатывает у него представление того, что одинаковые ощущения возникают при наличии однотипных обстоятельств, т.е. ребёнок устанавливает первые ассоциации.

Недостаточно четко воспринятый и закрепленный образ быстрее распадается, становится малодифференцированным или фрагментарным. Важным фактором более длительного сохранения образов в памяти является четкость, определенность воспринятого образа, который требует для своего формирования при слепоте и слабовидении длительного времени и большего количества повторений.

Первоначально педагог выполняет обследование предмета, называет все его свойства, демонстрирует ребенку действия по выделению отдельных признаков предмета. При изучении предмета, дефектолог обращает внимание ребенка на порядок (алгоритм) обследования, то есть на последовательность выделения признаков предмета (форма, величина).

Усваивая новое слово, например, «воробей», ребенок с нарушениями зрения, который никогда не видел эту птицу, не знает ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления об этой птице. Чтобы сформировался образ в памяти, а не голая схема того или иного объекта, необходимо при тактильном восприятии отметить не только наличие головы, туловища, крыльев и ног, а наиболее характерные признаки – форма, величина, окраска оперения.

Осязание предметов должно иметь следующее содержание:

  1. узнавание предметов, отнесение их к тому или иному понятию (например, это машина, это парусная лодка);
  2. указание на их назначение и обнаружение деталей, с помощью которых предмет используется тем или иным образом (вот у машины колеса, она ездит, а у лодки нет колес, она плавает в воде, лодки парус, который задерживает ветер и способствует передвижению лодки);
  3. обнаружение деталей предметов, одинаковых по назначению, но отличающихся по форме, величине и пр. (у машины и у лодки есть руль, но у машины руль круглый, а у парусной лодки продолговатый);
  4. нахождение отличительных признаков данных предметов (форма деталей, величина, цвет, материал). Важно обращать внимание детей на разное
  5. пространственное расположение одинаковых или похожих деталей. Для этого подбираются соответствующие предметы (сравниваются уши у зайца и куклы, винт у самолета и вертолета и т. п., подмечается разница в их пространственном расположении);
  6. нахождение одинакового и похожего в предметах, в том числе отнесение предметов к одной категории. Например, самолет и корабль похожи тем, что они перевозят людей, они — виды транспорта.

При тактильном восприятии необходимо стимулировать ребенка к использованию вербальных понятий: выражать словами то, какой главный признак предмета он обнаружил. На основе осмысления, путем подбора ассоциаций строится семантическое поле. Сначала моделируются малые семантические связи, постепенно их расширяя.

В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

Марина Кузьмина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.