Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная играВозможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры бывают разные: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игровые технологии издавна зарекомендовали себя и в плане эффективности коррекции различных речевых нарушений.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

· формирование мотивации к процессу говорения;

· воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

· развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

· пополнение и активизация словаря;

· совершенствование грамматического строя речи;

· закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

· совершенствование монологической и диалогической форм речи;

· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

· воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Всё это позволяет максимально использовать возможности игр в целях коррекции речи детей. Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей и соответственно могут иметь различные направления речевой работы. Так в сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Роль также призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.

Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности.

Сюжетно-ролевая игра служит для тренировки и закрепления правильных навыков речи и поведения у дошкольников в усложненных условиях, является мостиком для переноса навыков речи в обычные условия, В этих играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Использование игр-драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникативности ребенка.

Характерной особенностью игр-драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.

Вот, например, некоторые из театрализованных игр:

Инсценировки.

В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, рассказов, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц, их характерные движения, ведут диалоги.

«Пальчиковый» театр.

Ребенок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр, в отличие от других видов театральной деятельности, особенно развивает моторику кистей и пальцев рук, а мелкая моторика рук тесно взаимосвязана с отделом головного мозга, отвечающего за речь.

Творческие игры с мягкими игрушками.

Здесь дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды.

«Стендовые» театрализованные игры, в которых дети на магнитной доске с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. При этом используется прием «живых картинок», или разыгрывание изображенных на них действий с оречевлением персонажей.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.

Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели.

Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д.

Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с пятью картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи и другие психические функции.

Игры с картинками

Картинки: топор, молоток, пила, лопата, ложки.

«Назови правильно»

Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л и Р.

«Что здесь лишнее?»

Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.

«Что пропало?»

Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

«Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе. Например, У Ромы был…(им. падеж). У Луши нет…(род. падеж). Володя дал Раису…(вин. падеж).

«Пила и клей»

Играют 2 ребенка (1- «пила» и 2-«клей»). «Пила» закрывает половину картинки, произнося: «был …- стал полу…». «Клей» открывает картинку, произнося: «был полу…- стал …».

«Подари картинки ребятам»

Ребенок раскладывает картинки в 2 стопки. 1- для мальчика Радика (со звуком Р), 2-для девочки Ландыш (со звуком Л).

«Фокус»

Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.

Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми, важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка.

Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если тот допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре.

Играя с детьми, необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Используемая литература:

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.:АЙРИС-ПРЕСС, 2008.

2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 1999.

3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л,Ль. – М.:Вентана-Граф, 2008.

Забабурина Марина Юрьевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень
Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком
Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ
Индивидуально-ориентированная программа по логопедии Индивидуально-ориентированная программа по логопедии

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.