Памятка для родителей: Введение звуков в речь

Аннотация: статья рассчитана на родителей, раскрывает подходы и некоторые особенности введения в речь поставленных звуков. Информация поможет родителям ввести поставленные звуки в речь в более короткие сроки.

Консультация для родителей

«Памятка для родителей. Введение звуков в речь»

Автоматизация – это введение в речь поставленных звуков, закрепление чистого произношения звуков не только изолированно, под контролем взрослого, но и во всей речи самостоятельно, чтобы ребенок сам начинал следить за свои правильным произношением, без помощи и напоминаний взрослого.

ДетиАвтоматизация является последним этапом приведения речи в порядок, после подготовительного этапа (усиленная артикуляционная гимнастика, работа над выдохом и др.) и этапа постановки звуков. Вместе с тем лишь 2-3 ребенка из десяти не нуждаются в автоматизации, они сами сразу начинают следить за собой, контролируют собственное правильное произношение, замечают неправильное. Все остальные дети (около 80 %) нуждаются в автоматизации, без неё поставленные звуки скорее всего никогда не войдут в речь.

Этап автоматизации может занять и две недели, и полгода; срок зависит и от количества нарушенных звуков, и от индивидуальных особенностей ребенка, и, самое главное, от объема прилагаемых усилий. Чем больше работаете, тем быстрее будет результат. Занимаемся на начальном этапе по логопедическим тетрадям одну- две недели.

Что касается автоматизации звуков Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь ( и любых других звуков), показано на примере звука Л. Сначала нужно напомнить ребенку (перед зеркалом), что звук получается наверху, за передними верхними зубами (резцами), напомните изолированное произнесение Л-Л-Л, произнесите ЛА-ЛА-ЛА несколько раз для разминки. Кончик языка должен надавливать на альвеолы, а не зависать в воздухе. Затем произнесите серии слогов: ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ. ЛО-ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ. Этим мы напоминаем мозгу и языку, как получается правильный звук, делаем его послушнее, связываем с разными гласными, учим язык переключаться. Затем переходим к п.1-п.3..

Что же поможет закрепить звуки в речи?  Это:

1. Счёт до 10-15 (и больше) слов со звуком Л в начале и середине слова: одна лапа, две лапы, три лапы… десять лап.

Одна полоска, две полоски,…десять полосок. Пять-шесть слов в день.

Следим, чтобы кончик языка на каждый «Л» надавливал на альвеолы.

Когда ребенок многократно повторит звук Л при счете, язык привыкает проговаривать звук все легче и легче. Ещё одна большая польза счёта – это возможность следить за меняющимися окончаниями слов, исправляя, если ребёнок ошибается. Это и есть работа над грамматическим строем речи, согласованием между разными частями речи.

При счёте не брать пока слова с Л в конце слова (пол, стол и др.), это самая сложная для работы ситуация, эти слова появятся позже.

Через 1-2 недели работы можно попробовать считать словосочетания:

Одно белое облако, два белых облака,…десять белых облаков.

2. Игра «Исправь взрослого»:

Взрослый изображает неправильное произношение ребенка, ребенок его исправляет (как будто ребенок-логопед, а взрослый-ребенок с речевыми проблемами).

…апата, …ось, …астока, ко…одец (лопата, лось, ласточка, колодец). Слова нужно приготовить заранее, по возможности менять слова, не повторяться (10-15 слов в день).

3. Читать небольшие тексты, правильно проговаривая каждый Л, который встречается. Эта работа для мозга очень сложна, сначала идёт анализ увиденного, затем синтезируется, складывается прочитанное слово, а тут надо ещё и за языком следить, не пропустить произнесение правильного Л. Но чем сложнее работа, тем выше результат. Буквально через неделю такого «правильного» чтения звук станет намного легче.

4. Через одну-две недели работы по п.1-3 можно попробовать «перевести на новые рельсы» знакомые стихи и песни. Не спеша проговаривать знакомые стихи, уже правильно произнося звук Л. То же самое относится к песням. Стихи рассказывать несколько раз в день.

5. Ещё через 1-2 недели можно заучивать новые стихи и песни, сразу же заучивая слова уже с правильным звуком Л. Стихи рассказываем.

6. Когда звук «окрепнет», переходим к самостоятельной речи. Сначала исправляем после высказывания-ребенок сказал 2-3 предложения, вы услышали неправильные звуки Л, ваши слова: «Сейчас ты повторишь всё сначала, но все Л проговори правильно».

Затем приходит время для исправления до высказывания — вы видите, что ребенок собирается что-то сказать, останавливаете его и говорите: «Сейчас ты будешь говорить, все Л сразу же говори правильно».

Несколько раз в день.

Если у ребенка нарушены много звуков, начинать автоматизацию лучше всего с одного звука (со звука Л или Ш) и одну-две недели заниматься только одним звуком. Затем подключаем следующий один звук и постепенно неделя за неделей круг отрабатываемых звуков расширяется. Всё получится!

Михайлова Е.Л.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: ,

Сейчас читают:

Как помочь ребёнку справиться с самым трудным звуком Р Как помочь ребёнку справиться с самым трудным звуком Р
Шкала речевого развития ребенка по возрастам. Полезные советы логопеда и рекомендации по развитию речи Шкала речевого развития ребенка по возрастам. Полезные советы логопеда и рекомендации по развитию речи
Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых
Организация семейного чтения в условиях свободного посещения ДОУ Организация семейного чтения в условиях свободного посещения ДОУ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.