Практика логопедической работы по коррекции слоговой структуры слова

Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования слоговой структуры слова в условиях детского сада. Представлены игры для работы по коррекции слоговой структуры слова.

Практика логопедической работы по коррекции слоговой структуры слова

Слоговые трудностиНарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например: мотоциклист, парикмахерская).

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов в слове:

а) Элизия

б) Итерации

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове;

- перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога.

4. Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова.

5. Антиципации — уподобление одного слога другому.

6. Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове.

7. Контаминации – соединение частей двух слов.

О первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка свидетельствует преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов.

Нарушение слоговой структуры слова, обусловленное наличием кинетической апраксии, характеризуется тем, что ребенок не может плавно переключаться с одной модели слова на другую модель.

Логопед может сразу предположить уровень речевого недоразвития ребенка, в первую очередь, обследуя слоговую структуру.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка.

Логопеду требуется для работы по коррекции нарушений слоговой структуры разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме.

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходи подготовка к обучению грамоте дошкольников.

Игры для коррекции слоговой структуры слова

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(1-ый тип слоговой структуры.)

Упражнение

«УЗНАЙ, КТО ЭТО?»

Цель: 1.Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

3.Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование:сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая

предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(2 тип слоговой структуры)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры2-го типа.

2.Упражнять в слоговом синтезе.

3.Расширять словарный запас.

Оборудование:мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок:

Побе победа

Пома ПО помада

Пого погода

Логопед: Ребенок:

бина кабина

лина калина

нава КА канава

као какао

юта каюта

лено полено

лина Полина

ляна поляна

беда ПО победа

года погода

мада помада

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА

(3-ий тип слоговой структуры)

Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа

2.Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Вариант 1

Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает егозвуком[м], затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок:

До дом

Да дам

Ды дым

Ко М ком

Га гам

Та там

То том

Вариант 2

Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово.

Затем ребенок произносит слово полностью.

Ребенок: Логопед: Ребенок:

М ак мак

ай май

оль моль

ох мох

ыть мыть

ать мать

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо

уточнить.)

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

(4-ый тип слоговой структуры).

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит начало слова.

Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.

Ребенок: Логопед: Ребенок:

КА мень камень

мин камин

ток каток

бан кабан

нат канат

фель кафель

БУ кет букет

тон бутон

фет буфет

бен бубен

БА лет балет

тон батон

нан банан

БИ лет билет

вень бивень

ЛИ вень ливень

мон лимон

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический

материал упражнения можно разделить на два занятия)

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

(5-ый тип слоговой структуры)

Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».

Цель:

1.Учить четко проговаривать слова слоговой структуры

5-го типа.

2.Развивать слуховое внимание и память.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая ребенку мяч, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч,говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Кад кадка тык тыква

Бан банка бук буква

Гай гайка ай айва

Май майка бот ботва

Кеп кепка Киль килька

коф кофта мет метка

муф муфта вет ветка

тах ТА тахта

пап папка лен лента

мой КА мойка дуд дудка

юб юбка

кег кегли губ губка

туф туфли

пап папка ваф вафли

ут утка

кап ЛИ капли лей лейка

пет петли леп лепка

саб сабли* поль полька

боль больно пыль пыльно

вид видно тем НО темно

дав давно пят пятно

ок окно

(Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить н

а три занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить)

Использовано пособие Четверушкиной Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»

Клинова Зульфия Карамовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.