Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста через игровые упражнения

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста через игровые упражнения

Фонематический слухВ настоящее время всё большее количество детей, поступающих в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико – грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала.

Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводит в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой.

Как отмечает Ткаченко Т.А. «Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.» «Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократными повторениями. Он не прост для детей – они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элемент игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными».

Колесникова Е.В. в своей авторской программе «От звука к букве» отмечает, что дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка, «это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность».

Изучив опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухиной пришла к выводу, что использование вспомогательных средств, зрительных символов, игр, игровых упражнений, вспомогательных средств, нетрадиционных форм и методов работы с детьми улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.

В ходе работы с детьми с проблемами речевого развития обратила внимание на трудность по ознакомлению со звуками – гласными и согласными, ошибки при выделении звука в слове, неумение произвести звуковой анализ слогов, а значит и в формировании фонематического восприятия.

Применение игр, игровых упражнений и зрительных символов на занятиях и вне занятий является эффективным коррекционным средством, так как помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал у них усваивается лучше вербального.

Таким образом, актуальность выбранной темы позволили мне сформулировать цель деятельности: формирование у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха и навыков звуковой аналитико – синтетической деятельности через применение игровых технологий.

Достижение поставленной цели осуществлялось при решении следующих задач:

- изучить научную, методическую литературу, нормативные документы по данной теме;

- разработать целостную модель организации развития фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи в соответствии с коррекционной программой обучения в ДОУ

- внедрить эффективные методы работы по развитию фонематических процессов, используя игровые технологии;

- создать коррекционно – развивающую среду для развития звуковой аналитико-синтетической деятельности детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии: учитель-логопед – воспитатель – родители.

- разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга.

Объект деятельности: процесс развития фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: игры и игровые упражнения как средство развития фонематических процессов.

Работа по реализации поставленных задач велась по трём направлениям, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений: дети (воспитанники), родители, (законные представители), педагоги, что соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 272 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2), вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

Содержание работы с детьми

Цель: осуществлять последовательную работу с детьми по развитию фонематического слуха и овладению навыками звукового анализа и синтеза с использованием игр, игровых упражнений и зрительных символов.

Задачи:

  • использовать практический материал (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко-буквенного анализа) звучащие игрушки, игры и звукоподражание;
  • добиться стойких и положительных результатов в овладении навыками звукового анализа и синтеза через использование символов;
  • познакомить детей с графическим способом представления знаний и умений;
  • скорректировать речь детей до возрастной нормы;
  • научить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов;
  • добиться умения ориентироваться в звуковой структуре слова;
  • совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
  • систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами;
  •  формировать память детей на символы.

Формы и методы работы с детьми

1. Выявление индивидуальных психофизических и возрастныхособенностей каждого ребёнка для определения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

2. Диагностирование и обследование детей. По итогам полной диагностики составляется общая картина развития каждого ребёнка. Это помогает спланировать и организовать индивидуальную работу с детьми и в дальнейшем отследить результаты проведённой работы.

3. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием игр и игровых упражнений, символов. В ходе занятий закрепляется правильное произношение звуков, умение давать им характеристику с использованием символов, формируется навык овладения звуковым анализом и синтезом, дети учатся определять позицию звука в слове, формируется фонематическое восприятие, память, внимание.

Картинки – символы звуков вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

4. Предоставить детям систему игр и упражнений со звуками, которые помогут в проведении работы по подготовке детей к обучению грамоте. Эти игры и упражнения провожу с использованием символики. Это помогает детям дифференцировать звуки, давать характеристику гласным и согласным звукам, определить место звука в слове, выбрать заданный звук и подобрать слова с заданным звуком.

С целью расширения и закрепления новых знаний и умений оформила ряд дидактических игр и пособий:

  • картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки, карточки артикуляционных упражнений т.д.;
  • игры («Логопедическая ромашка», «Звуковая полянка», «Звуковое пианино», «Составь слово по первым звукам»,
  • методическое оснащение: (звуковые линейки № 1 и № 2, схемы слогов, зрительные символы и др.);

5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием игр. игровых упражнений. символов.

Работа с педагогами

Цель: Формировать мотивацию у воспитателей по овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, по снятию речевых дефектов через использование игр. игровых упражнений и карточек символов.

В работе с воспитателями решала следующие задачи:

1. Приобщение педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений и карточек символов, как средство для развития фонематического восприятия.

2. Обучение педагогов по использованию игр, упражнений, символов для развития у дошкольников фонематического восприятия в ходе занятий, в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.

3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании карточек символов, игр, упражнений по развитию фонематического восприятия.

4. Помочь воспитателям в организации полноценной речевой среды.

Формы и методы работы с педагогами.

Цель:

  • Познакомить воспитателей с нарушениями речи и помочь овладеть практическими навыками и приёмами их коррекции в ходе семинаров-практикумов по темам: «Знакомство с органами речи», «Развитие моторики артикуляционного аппарата», «Дыхательная гимнастика», «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития». знакомить с рекомендациями, данными для коррекционной работы с детьми в ходе индивидуальных консультаций. например, таких как «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов». «Развитие связной речи с помощью мнемотаблиц».
  • Обсуждение характеристик детей, направленных на городское ПМПК.
  • Предложить практический материал (игр, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко-буквенного анализа: звучащие игрушки, игры на звукопроизношение).
  • Знакомить педагогов с использование метода наглядного моделирования (работа с символами) при коррекции речи детей. Алгоритм семинар-практикума по теме: «Использование метода наглядного моделирования как эффективного коррекционного средства при работе с дошкольниками».
  • Обсуждение в ходе педагогических часов темы «Артикуляционные упражнения с движениями пальцев рук», «Развитие речевого дыхания», «Формирование речевого голоса, воспитание интонационной выразительности посредством игровых упражнений».

Результативность

  • Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование игр, игровых упражнений и символов;
  • Знакомятся с новинками литературы, повышают профессиональный уровень.
  • Грамотно пополняют речевой центр новыми играми по развитию фонематического слуха. играми по работе над звуками с элементами моделирования и использования символов.
  • Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр, карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе НОД и режимных моментов.
  • У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемой исходя из заданий логопеда.

Работа с родителями

Цель: Вызвать интерес у родителей в оказании помощи детям, нуждающихся в коррекционной работе, по формированию фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и зрительные символы.

Задачи:

1. Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений и зрительных символов, в условиях семьи.

2. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

3. Привлечь родителей к оказанию необходимой помощи в подготовке дидактического и наглядного материала.

Формы работы с родителями

Совместно с воспитателями устанавливаю взаимосвязь между педагогами и родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы.

Консультация по вопросам обучения и воспитания дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию фонетического восприятия, правильного звукопроизношения через игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: «Играем с детьми дома», «В мире звуков».

Информационный стенд дают информационный материал по проблеме формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Например, «Знакомство с органами речи», «Игры и игровые упражнения для вызывания звуков Р, Рь», «Развитие ощущений от движения органов артикуляции» и т.д.

Выступление на родительских собраниях. В ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, «Характеристика детей с ОНР». Знакомлю родителей с индивидуальным планом коррекционной работы, составленными на каждого ребёнка.

Практикумы для родителей помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребёнком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию движений пальцев рук, органов артикуляции. Например, «Пальцы помогают говорить», «Развитие моторики артикуляционного аппарата», «Готовим руку к письму».

Участвуя в работе родительского клуба даю консультации о методах и приёмах работы с детьми по формированию правильного звукопроизношения, обучаю практическим приёмам, показываю занятия с детьми, что позволяет сформировать более высокий уровень знаний родителей о работе над звукопроизношением. Родители учатся проведению пальчиковой гимнастики, упражнениям для губ и языка. В рамках данного клуба проводятся консультации: «Ребёнок плохо говорит. Почему? Что делать?», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи».

Такая форма работы позволяет обучить большее количество родителей, заинтересовать их существующими проблемами речевого развития их детей, помочь им выстроить индивидуальные планы коррекционной в условиях семьи.

Открытые занятия дают возможность родителям понять специфику занятий с детьми с проблемами речевого развития, овладеть практическими приёмами, задать вопросы по той или иной проблеме, выбрать средства и методы по формированию фонематического восприятия и коррекции фонетической стороны речи. Например, были проведены следующие занятия и в рамках «Дня открытых дверей» и в течении учебного года: «Звуки А, У», «Звук Т», «Звук О», «Звук А», «Звуки К, Т».

Результативность

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.

Изучение уровня состояния развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявить уровень развития и степень нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения степени нарушения Исследование фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной принцип подбора материала: Принцип последовательного перехода от простого к сложному.

Методику исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР адаптирована на основе методических рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой.

Задачи: выявить умения детей:

- определять наличие определенного звука в словах (произнесенных другими, самим);

- определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова);

- выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Результативность

Проведенный мониторинг показывает возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия. Она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры родного языка, что имеет большое значение для речевого и умственного развития, последующего обучения в школе.

Результаты мониторинга уровня развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительном влиянии коррекционного обучения, в центре которого была работа над развитием фонематического восприятия.

Выводы:

Таким образом, проведенная мной работа подтверждает, что фонематический анализ и синтез — это сложные мыслительные операции, которые у детей с ОНР появляются лишь в процессе специального обучения. Данная организованная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.

Результаты работы подтверждают, что у старших дошкольников с ОНР благоприятное развитие фонематического восприятия будет проходить при следующих условиях если:

- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;

- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи.

Проведенная работа позволяет утверждать, что для развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом, наиболее эффективны такие методы, как:

  • словесные игры;
  • дидактические игры с игрушками на звукоподражание;
  •  игровые упражнения для развития или уточнения движения
  • артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.
  • подвижные игры с текстом;
  • игры – драматизации;
  • чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

Игровую технологию следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение фонетической стороной речи носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. В результате реализации поставленных задач воспитательно-образовательный процесс перешел на более качественный уровень. повысилась роль всех участников воспитательно-образовательного процесса. Считаю, что данный опыт работы будет полезен многим педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи.

Библиографический список:

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2016.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2017. – 320с.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 2008. – 143с.

5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2 тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,2009. – с.41-51

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.

7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2005.

8. Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. — №4. – с.42-47

9. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с

10. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 2001. — №2. – с.56

11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 192 с.

12. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М., 2016. – 90с.

13. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – 304 с.

14. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.: МГПИ, 2014. – с.3-12.

15. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,2014.

16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999.

17. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии. – 2016. — №2. – с.62

18. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000.

Автор: учитель-логопед
Галимова А.Ф.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.