Как помочь ребёнку справиться с самым трудным звуком Р

Аннотация: Материалы статьи рассчитаны на родителей, они помогут провести с ребёнком профилактическую работу, способствующую появлению в речи звука Р. Подход автора выражен в подробных инструкциях.

Как помочь ребёнку справиться с самым трудным звуком Р

Рекомендации для родителей.

Подготовительная работа к постановке звука Р, как и всех других звуков, требует целого комплекса специальных как артикуляционных, так и дыхательных упражнений.

Очень редко удаётся получить звук по подражанию, когда ребёнок просто повторяет за взрослым нужный правильный звук и с 5-7 попытки звук получается довольно правильно. Это бывает редко, у 1-2 % детей.

Все остальные дети нуждаются в подготовительной работе, в интенсивной подготовке артикуляционного аппарата, подготовке речевого выдоха.

Время подготовки может занять и два месяца, и полгода, и год. Это путь нужно пройти обязательно, начиная с 4-5 лет (а до этого возраста просто цокать почаще), так как укрепятся, разовьются артикуляционные мышцы, будут сформированы все необходимые навыки, звук гарантированно получится.

Существует совершенно особенное упражнение, без которого нельзя обойтись.

Из многолетней практики можно сделать следующий вывод: если ребёнок несколько раз в неделю (а лучше каждый день) делает 30-50 (можно и больше) щелчков правильной логопедической «Лошадки», то звук Р обязательно появится сам, без помощи логопеда.

Начинать делать упражнения надо обязательно перед зеркалом, внимательно отслеживая качество выполнения. Через некоторое время (чаще всего один-два месяца), обычно уже довольно хорошо получается и без зеркала, можно повторять упражнение в любое время.

Звук Р, лошадка

Как правильно выполнять упражнение «Лошадка»:

  • рот приоткрыт (1) на 1-1,5-2 см, подбородок неподвижен, не двигается ни вверх, ни вниз,
  • язык громко, звонко цокает, присасываясь всей массой языка (2).

Почему же так важно выполнять условия 1 и 2?

Язык состоит из 4-х мышц собственно языка и 4-х скелетных мышц, начинающихся на костях и вплетающихся в тело языка. Все эти мышцы гармонично, в полном объёме нагружаются от корня языка до его кончика, если каждый щелчок делается громко, звонко, всей массой языка.

Приоткрытый рот с неподвижным подбородком (мы с детьми говорим, что подбородок «окаменел», он не двигается ни вверх, ни вниз, рот всегда открыт на 1-2 см, и на тридцатый, и пятидесятый щелчок) обеспечивает языку самостоятельную работу.

Язык сам создаёт вакуум (момент присасывания), сам его разрежает (момент отрывания), эти самые сложные из возможных движения, особенно их чередование, подготавливают язык к самому сложному звуку Р (чем больше сложной работы, тем лучше).

«Лошадку» в подготовительном возрасте нужно делать 100 раз в день, можно делить на 3 подхода, каждый состоит из 30 щелчков.

Если делать «Лошадку» неправильно, небрежно, допуская или слабый, тихий щелчок кончиком языка, или движение подбородка вверх-вниз, то время и усилия будут тратиться, а толку будет мало.

Михайлова Елена Леонидовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности: «Автоматизация звука [ш] в предложениях» Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности: «Автоматизация звука [ш] в предложениях»
Памятка для родителей: Введение звуков в речь Памятка для родителей: Введение звуков в речь
Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.