Роль игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями

Аннотация. Большой проблемой современного общества становится увеличение количества детей с речевыми нарушениями. С введением ФГОС ДО важной задачей стало решение данной проблемы с помощью современных технологий, в том числе и игровых.

Одним из главных принципов является понимание того, что игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте.

Статья посвящена описанию важности игровой деятельности для развития ребенка, его коммуникативных навыков, речевой активности.

В статье дан список авторов, являющихся основоположниками игрового подходя для целей развития коммуникации, а также приведены примеры и принципы практических игровых методов, эффективных для коррекционных целей.

Роль игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями

Игра в работе логопедаЗначение игровой деятельности в жизни ребенка сложно переоценить. Развитие речевой активности тем эффективнее, чем разнообразнее игра, которую демонстрирует ребенок.

В случаях, когда происходит нарушение речевого онтогенеза, коррекционное воздействие в процессе игровой деятельности может дать толчок в развитии коммуникативных навыков и привести к положительным результатам в развитии речи ребенка.

«Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем, — так писал в свое время Е. М. Минский, известный специалист по детской игре, — словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим»

Считается, что теоретико-методические основы применения игровых методов были заложены в практике 3.Фрейда в 1909 г. Маленький мальчик Ганс и его родители, участвовали в многолетнем наблюдении за играми и разговорами ребенка. На основании полученной информации им давались рекомендации от психоаналитика. Последователи 3. Фрейда — А. Фрейд, М. Клейн продолжили развитие его идей.

Самостоятельные направления применения игровых методов разрабатывались также другими зарубежными педагогами и психологами: В. Экслайн, Д. Леви, Г. Хембидж; К. Роджерс; М.Юра, М. Галасси, С. Руссо, Г. Лэндрет, Л. и Б. Гуэрни, Гордон, Р. Флитт, В. Оклендер и др.

В отечественной психологической и педагогической науке вопросам эффективности применения игровых практик с позиций гуманистической психотерапии детей и родителей уделяли внимание Л. Выготский, В. Сухомлинский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин. Серьезное теоретико-практическое развитие игровое направление получило в работах Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Захарова, Н. Лебедевой, И. Медведевой, М. Панфиловой, Н. Самоукиной, А. Спиваковской, Т. Шишовой и др.

В рамках нашей темы хочется обозначить ряд практических примеров, когда игровая деятельность оказывает значительную роль в развитии коммуникативных навыков.

Тот факт, что дети с речевыми нарушениями имеют отставания в развитии процессов организации совместной деятельности, осуществления сотрудничества, способностей к партнерскому диалогу со сверстниками является отправной точкой в формировании коррекционного маршрута.

Чтобы развитие коммуникации во время игры происходило максимально эффективно, на первом этапе стоит определить, как в настоящий момент у ребенка сформирован навык игровой деятельности. Для этого необходимо оценить, как именно у него происходит взаимодействие с игровыми предметами:

  • играет ли он в ограниченное количество сенсорно-манипулятивных игр;
  • подхватывает ли предложные модели сенсорно-манипулятивных игр;
  • может ли взаимодействовать с более, чем тремя предметами функционально (катать машинку, забивать гвоздики, кидать мяч в цель и т. д.);
  • может ли играть в сюжетную игру (кормить или поить игрушки, укладывать их спать и т.д.);
  • может ли играть в символические игры.

Если специалист нацелен на работу с детьми, имеющими нарушения речи, в формате коммуникативных групп, то формирование такой группы стоит начинать с 2-3 человек, предпочтительно с примерным уровнем психического развития. Дети в малых группах могут лучше удерживать внимание, не отвлекаясь на различные раздражители.

Формирование контакта между детьми стоит начинать с совместных сенсорно-манипулятивных игр с простым сюжетом, которые могли быть знакомы детям ранее. В этом плане хороши хороводные подпевки «Каравай-каравай», беговые разминки «А ну-ка собери», активные игры «Гуси-лебеди», «Море волнуется раз» и т.п. Такие игры способствуют пониманию собственного места ребенка в пространстве, а знакомый сюжет укрепляет уверенность в своих силах и позволяет быть успешным в игре.

На следующем этапе, можно добавлять игры с телесным контактом и совместными действиями (преодоление препятствий, находясь маленьком обруче или с перевязанными бантом руками и т.п.) Через такое взаимодействие у детей формируется доверительное отношение к ближнему и мотивация на сотрудничество.

После того, как дети смогут осознавать интерес к коммуникации во время простых игр, стоит добавлять элементы предметной деятельности. Это может быть совместное выстраивание городов либо других конструкции из кубиков или конструктора с последующим привлечением любимых героев.

Стоит помнить, что развитие коммуникативных навыков в совместной игре будет тем успешнее, чем большую заинтересованность будут проявлять сами дети. Стоит больше интересоваться у родителей сиюминутными и домашними увлечениями детей с целью введения их в совместную коммуникативную деятельность во время игровой терапии.

Таким образом, следуя за интересами ребенка, добавляя к его привычной и знакомой игре новые и мотивирующие элементы, можно добиться результатов в развитии коммуникации и речевой активности уже не только во время игры, но и в процессе жизнедеятельности.

Фоменко Виктория Валерьевна,
магистрант 3 курс ЮФУ
кафедра коррекционной педагогики

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.