Игры на развитие подражания для дошкольников с умственной отсталостью

ДетиАннотация: Статья адресована учителям-дефектологам, воспитателям, руководителям специальных дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов, а также родителям детей с нарушениями в умственном развитии.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена данная статья.

Игры на развитие подражания для дошкольников с умственной отсталостью

Птички

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза.

Прятки

Цель. Та же.

Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Педагог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так,— говорит он и присаживается за спинкой стула.— Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Воспитатель, выглядывая из-за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.

Прокати мяч

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с пред- метом.

Оборудование. Мячи, воротца.

Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком воспитатель ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажает детей парами и они катают мяч друг к другу.

Покатай мишку (куклу, зайку)

Цель. Та же, знакомить детей с функциональным назначением игрушки машины и способом действия с ней.

Оборудование. Игрушечные машины с кузовом, небольшие по размеру мишки.

Ход игры. На столе у педагога мишки. Машины стоят на полу. Педагог говорит, что мишки хотят покататься на машинах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других мишек так, как это делает он. Дети подражают действиям педагога. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при необходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.

Спрячь матрешку

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» — поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2—3 раза.

Зеркало

Цель. Та же.

Ход игры. Педагог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.).

Дети повторяют. Тех, кто затрудняется выполнить движения, педагог приглашает в круг и помогает им. Когда движения повторяются удачно, воспитатель хвалит детей: «Молодцы, вы мое зеркало».

Обезьянка

Цель. Учить детей подражать мелким движениям.

Оборудование. Игрушка обезьянка.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьян- ки любят подражать. Одной рукой взрослый делает движения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом предлагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движения руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.

Кукла пляшет

Цель. Та же.

Оборудование. Куклы по числу детей.

Ход игры. Дети сидят за столами. Воспитатель с куклой в руках входит в комнату. Кукла здоровается с детьми, говорит, что хочет для них поплясать. Педагог ставит куклу на стол и делает ею несколько движений (поворачивает, хлопает в ладоши, наклоняет в стороны). Затем достает остальных кукол, раздает их детям и предлагает с ними поплясать. «Моя кукла научит всех кукол плясать,— говорит педагог.— Делайте, как я». Дети повторяют движения с куклой. При необходимости взрослый помогает малышам действовать игрушкой. Кукла в руках педагога хвалит всех участников пляски.

УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Строительный материал — кубы и треугольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран. Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пойдет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спрятаться». Раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает проанализировать образец, жестом показывая на разные части постройки, или предлагает действовать по подражанию.

Сделай целое (занятие)

Цель. Та же.

Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей, экран.

Ход занятия. Педагог раздает детям глину. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины и у вас такие же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют задание. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая подражать. Затем за экраном взрослый соединяет кусочки глины и показывает большой комок: «У меня целый кусок глины. Сделайте такой же». Дети выполняют действие по образцу. При необходимости применяется показ.

Ловкий мишка

Цель. Та же.

Оборудование. Мишки по количеству детей, экран.

Ход игры. Педагог раздает детям мишек и говорит: «Посмотрим, чей мишка самый ловкий. Мой будет показывать, а ваши должны сделать так же». За экраном сажает мишку на стол, снимает экран, и дети видят сидящую игрушку. «Чей мишка ловкий?» — спрашивает педагог и предлагает так же посадить своих мишек. За экраном меняет позу игрушки (кладет его, ставит, поднимает ему лапы) и вновь просит детей сделать по образцу нужное действие с игрушкой. В случае необходимости помогает детям, прибегает к показу.

Сделай гриб (занятие)

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки) по числу детей.

Ход занятия. Педагог рассаживает детей вокруг маленького стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней сейчас вырастет много грибов»,— говорит воспитатель и раздает детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб, помещает его на лужайке и предлагает детям сделать такие же.

Людмила Мартынова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.