Развитие фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы — приёмы эффективной логопедической помощи

Аннотация: Данная публикация посвящена развитию фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы. Весь практический материал апробирован в работе и помогает детям освоить произношение более легко и быстро.

Развитие фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы. Приёмы эффективной логопедической помощи

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случае нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука в разной степени ухудшается и его восприятие. Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного освоения звуковой стороны речи.

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикуляции и восприятия звуков, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Важно отметить и то, что состояние фонематического развития дошкольников влияет на овладение звуковым анализом. Дети с нарушением фонематического восприятия в условиях массой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объёме. Поэтому в дошкольном детстве ребёнок должен получить соответствующую логопедическую помощь для того, чтобы успешно осваивать школьный программный материал. В связи с этим одним из главных направлений логопедической работы является развитие фонематического слуха у детей.

Речь – это важная функция коры головного мозга. В её осуществлении принимают участие различные отделы коры головного мозга. К таким отделам относятся прежде всего корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). Это слуховые, двигательные и зрительные области.

В височной доле левого полушария происходит восприятие и дифференцировка слуховых раздражений, сложный процесс понимания речи. Двигательная область (нижние лобные извилины левого полушария) осуществляют программу речевого высказывания, то есть собственно моторную речь. Эта же область отвечает и за мелкую моторику пальцев рук. В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и распознавание необходимых для письменной речи (чтение, письмо) графических изображений и различных символов для развития фонематического слуха.

Большое значение в речевой деятельности имеют теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от речевого аппарата в процессе его функционирования.

Речевые кинестезии труднее всего усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому в работе всегда используется объяснение артикулем при знакомстве со звуками. Именно эти двигательные импульсы обеспечивают обратную афферентацию. На этой основе происходит сличение выполненного действия с первоначальной заданной программой. Без этой обратной связи невозможно развитие речи, поскольку отсутствует возможность накопление опыта для управления движением речевых мышц, не развивается речевой праксис.

В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух носа полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, необходима координация дыхания, голосообразования и произношения звуков. Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы.

В разработку и развитие представлений о нейрофизиологических основах психических функций внесли вклад работы физиологов: И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.

И.П. Павлов считал физиологической основой деятельности мозга временную связь, формирующуюся между нервными центрами при образовании условных рефлексов.

А.А. Ухтомский на основе анализа простых моделей поведения подчеркивал динамический характер осуществляющейся при этом мозговой деятельности, что нашло воплощение в сформулированном им принципе доминанты.

Под доминантой Ухтомский понимал формирование в мозге функционального «рабочего органа», обеспечивающего осуществление необходимого в данный момент действия или поведения, обусловленного внутренней потребностью или внешними сигналами.

Значимость осуществляющейся деятельности для организма придает формирующемуся рабочему органу доминантный характер. Функциональный рабочий орган язык представляет собой объединенную единством действия констелляцию нервных центров, элементы которой могут быть пространственно разнесены, но при этом сонастроены на единый ритм работы.

Ухтомский обращал внимание на тот факт, что нормальная деятельность мозга опирается не на раз и навсегда закрепленную статику мозговых структур как носителей отдельных функций, а на непрестанную межцентральную динамику нервных процессов на разных уровнях ЦНС. Тем самым подчеркивался не жесткий, а пластичный характер функциональных объединений, обеспечивающих конкретные виды деятельности мозга.

Согласно точке зрения Н.А. Бернштейна, один и тот же результат в зависимости от конкретных условий может быть достигнут разными путями — за счет функционирования различных динамических систем.

В процессах пластичных перестроек системы Н.А. Бернштейн придавал большое значение обратным связям от работающих органов, по которым осуществлялись корригирующие воздействия.

Положения о системной организации деятельности мозга получили дальнейшее развитие в теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональная система представляет собой объединение анатомически различных элементов организма, упорядоченное взаимодействие которых направлено на достижение полезного результата, который рассматривается как системообразующий фактор. Функциональная система формируется на основании целого ряда операций:

1. Афферентный синтез всей имеющейся информации, которая включает наличную афферентацию (обстановочную и пусковую), следы прошлого опыта, мотивационный компонент.

2. Принятие решения на основе всей имеющейся информации с одновременным формированием программы действия и акцептора результатов действия — модели ожидаемого результата. Это означает, что до осуществления любого поведенческого акта в мозге уже имеется представление о нем; сходное представление об организации деятельности мозга было высказано

Н.А. Бернштейном, считавшим, что всякому действию должно предшествовать создание «модели потребного будущего», то есть того результата, на достижение которого направлена складывающаяся функциональная система.

3. Собственно действие, которое организуется за счет эфферентных сигналов из центральных структур к исполнительным органам, обеспечивающим достижение необходимой цели.

4. Сличение на основе обратной связи параметров совершенного действия с моделью — акцептором его результатов; обратная афферентация является необходимым фактором успешности каждого поведенческого акта и основой саморегуляции функциональной системы.

В состав функциональной системы включены элементы, принадлежащие как одной физиологической системе или органу, так и разным (пространственная разнесенность компонентов). Одни и те же элементы могут входить в состав разных функциональных систем. Стабильность состава компонентов функциональной системы и характер их взаимосвязи определяются видом реализуемой деятельности. Функциональные системы, обеспечивающие жизненно важные функции (дыхание, сосание), состоят из стабильных, жестко связанных компонентов. Те же системы, которые обеспечивают осуществление сложных поведенческих реакций и психических функций, включают в себя как жесткие, так и в значительно большей степени гибкие, пластичные связи, что создает высокую динамичность и вариативность их организации в зависимости от конкретных условий и задач.

Основные положения физиологов о системной организации деятельности мозга тесно перекликаются с представлениями Л. С. Выготского и А.Р. Лурии об организации психических процессов. По Л. С. Выготскому, психическая функция представляет собой результат динамической интеграции функционально дифференцированных и взаимосвязанных мозговых центров.

А.Р. Лурией был сформулирован принцип динамической локализации функций, в соответствии с которым дифференцированные и иерархически организованные межцентральные отношения, лежащие в основе психических функций, могут претерпевать значительные изменения в зависимости от состояния отдельных структур мозга и степени их участия в осуществлении целостной деятельности.

Сложность и динамичность системной организации мозговой деятельности определяются высокой специализацией нервных элементов, с одной стороны, и широко развитой пластичной системой связей между ними, — с другой.

Системная организация мозговой деятельности является одним из важных факторов, определяющих индивидуальность человека. В современной психофизиологии индивидуальность рассматривается как многоуровневая система, в которой базовым нейрофизиологическим механизмом, имеющим индивидуальную специфику как на нейронном уровне, так и на уровне мозговых структур и их взаимодействия, принадлежит существенная роль. Особенности системной организации мозговой деятельности на разных этапах онтогенеза, обусловленные степенью зрелости и характером взаимодействия нервных центров, определяют возрастные различия мозгового обеспечения психических процессов.

В процессах пластичных перестроек системы Н.А. Бернштейн придавал большое значение обратным связям от работающих органов, по которым осуществляется коррегирующее воздействие, будь то уши, язык, глаза и руки. Эти органы принимают непосредственное участие при формировании правильной речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвитие достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в прямой зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: 1. Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития.

2. Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

3. При глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок не слышит звуков в слове, не различает отношений между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Учитывая все эти положения, я разделила работу по преодолению фонетико-фонематического нарушения на пять этапов.

Работа по преодолению фонетико-фонематического нарушения

I этап

На этом этапе я знакомлю детей с понятием «звук». Дети учатся узнавать неречевые звуки: звучание предметов и музыкальных инструментов, хлопки, топот, шелест и т.д.

II этап

Целью второго этапа является знакомство с речевыми звуками. На этом этапе я использую приёмы, которые помогают детям запомнить данный речевой звук и правильно дать ему характеристику.

III этап

Условием этапа дифференциации фонем и слогов является использование игр, основывающиеся на включении нескольких анализаторных систем.

IV этап

На этапе определения звука в начале, середине и конце слова дети с интересом участвуют в играх помогающие понять структуру слова, определить место звука в слове .

V этап

Целью последнего этапа является развитие навыков звукового анализа. Играя в игры , дети упражняются в навыке звукового разбора слова

Для проверки эффективности работы по данной системе проводится обследование детей на начальном этапе процесса формирования фонематического слуха и на заключительном этапе, как итог работы по развитию речи.

Методика обследования

Развитие фонематических представлений и различение звуков

Параметры

 

Условия Стимульный материал
  1. Повторение слогов

 

Индивидуально Дидактические игры
  1. Дифференциация звуков в словах

 

Индивидуально Настольно-печатные игры
  1. Выделение ударных гласных звуков в начале слова

 

Индивидуально Звуковые линейки
  1. Воспроизведение предложений

 

Индивидуально Дидактические игры
  1. Состояние фонематического анализа и синтеза

 

Индивидуально Настольно-печатные игры

 

Обследуя каждого ребёнка, результаты оцениваются и заносятся в протоколы .Анализируя результаты обследования, я вижу положительную динамику в развитии фонематического слуха и звукопроизношения в целом.

Рекомендации по использованию материалов разработанных игр

Данные методические разработанные игры и приёмы могут быть использованы в работе учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены игры,  направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

Преимущество представленных игр с использованием воздействия на несколько анализаторов состоит в том, что они позволяют более активно воздействовать на ребенка, поддерживать внимание и усидчивость при закреплении речевого материала.

Используя такой метод: включение нескольких анализаторных систем,-учитель-логопед может варьировать и разнообразить представленные игры своими материалами, пособиями и игрушками в зависимости от целей и лексической наполняемости занятия.

Приёмы и игры можно использовать в разных видах непосредственной образовательной деятельности, как этап основного занятия и, как непрерывное закрепление звукопроизношения, например, на этапе автоматизации звука.

Данные материалы позволяют с научной точки зрения объяснить необходимость, эффективность использования приёмов с включением нескольких анализаторов в логопедической работе, не игнорировать данный вид деятельности при проведении занятий, а активно его применять.

Игры и приёмы логопедической системы анализаторного воздействия

Игра «Тактильные мешочки»

Игра «Тактильные мешочки»

Цель игры: Стимулировать мышцы языка через тактильное воздействие на пальцы рук.

Ход игры: на этапе постановки звуков детям предлагается поиграть мешочек с соответствующей буквой. В этом мешочке собраны разные по материалу и конфигурации предметы, которые на ощупь, не гладя, угадывает ребёнок. Вытаскивая предмет, ребёнок начинает выполнять упражнение, название которого соответствует этому предмету. Например, ребёнок вытаскивает часы и выполняет артикуляционное упражнение «Часики».

Игра «Слоговые узелки»

Цель игры: Автоматизация слоговых рядов через воздействие на кончики пальцев рук.

Ход игры: на этапе автоматизации звука в слогах детям предлагается поиграть со шнурочками.Провести подушечками большого и указательного пальцев провести от начала до конца шнурка и, если на пути встречается узелок, то успеть произнести верно заданный слог. Например, слог «ЛА» в этой игре дети, не оставливаясь, произнесут пять раз, тем самым  закрепят трудно произносимый звук «Л» в слоге. Далее логопед предлагает другой слог из того же ряда.

Игра «Зажги фонарик»

Цель игры: научить детей на слух определять местоположение звука в слове.

Ход игры: дети произносят медленно слово, проводя в воздухе «фонарик»(кулачок) слева направо, и более длительно, утрированно произносят заданный звук, одновременно раскрывая пальцы «зажигают фонарик».

Игровой приём «Повторение правил с помощью рук»

Цель: запомнить правила о звуках, буквах и предложении.

Описание : дети повторяют правило и каждое слово или фразу показывают руками, тем самым запоминая последовательность при самостоятельном повторе данного правила.

 Дидактическая игра «Найди картинки к букве»

Цель: определить звук буквы в названиях картинок и обвести эти картинки карандашом.

Ход игры: дети самостоятельно называют картинку по выбору и, если слышат данный звук в слове, обводят карандашом эту картинку, в конце игры производится взаимопроверка.

Дидактическая игра «Расставь математические знаки»

Цель: закрепить счёт предметов в пределах десяти и умение правильно согласовывать существительные с числительными.

Ход игры: дети самостоятельно пересчитывают предметы слева и справа и вписывают математический знак  в клеточку между ними, при ответе учатся правильно согласовывать существительные с числительным.

Дидактическая игра «Отправляемся в полёт»

Цель: развитие длительного речевого выдоха и автоматизация изолированных звуков [Л ], [Л‘] на этапе постановки.

Ход игры: ребёнок, начиная с первого верхнего маршрута начинает вести медленно фишку(как вариант, можно использовать маркер на ламинированных листах игры) слева направо, озвучивая гул мотора самолёта звуками [Л ], а затем так же со звуками[Л‘]. Победителем он будет считаться, если правильно будет произносить поставленные звуки.

Дидактическая игра «Заведи мотор»

Цель: развитие длительного речевого выдоха и автоматизация изолированных звуков [Р ], [Р‘] на этапе постановки.

Ход игры: ребёнок, начиная с первого верхнего маршрута начинает вести медленно фишку(как вариант, можно использовать маркер на ламинированных листах игры) слева направо, озвучивая гул мотора транспорта звуками [Р ], а затем так же со звуками[Р‘]. Победителем он будет считаться, если правильно будет произносить поставленные звуки.

Дидактическая игра «Малыш и Карлсон»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление поставленных звуков в слогах.

Ход игры: перед ребёнком ставится проблемная задача: Карлсон пригласил Малыша в гости на крышу, помоги Малышу добраться до друга. Ребёнок «шагает» по следам с помощью пальчиков, озвучивая шаги при помощи слогов, которые необходимо закрепить на данном этапе автоматизации.

Дидактическая игра «Драгоценная дорожка»

Цель: развитие пальчиковой моторики и закрепление звуков в словах и предложениях.

Ход игры: ребёнку предлагается проложить дорожку от Малыша к Карлсону из кристаллов, проговаривая заданные слова с поставленным звуком вместе с движением пальчиков при захвате кристалла и кладя на соответствующий кружок дорожки. Как усложнение игры-проговаривание предложений с автоматизированным звуком.

Дидактическая игра «Кладоискатели»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики, автоматизация поставленных звуков в слогах.

Ход игры: на импровизированном квадратном поле по верхней горизонтали игрок раскладывает(«зарывает») драгоценные кристаллы. Далее кладоискатели-человечки (левая и правая рука) одновременно начинают поиски затерянных кристаллов (пальчики перешагивают через канавки поля и «идут» к камням). Одновременно с каждым шагом пальчиков ребёнок произносит один слог из заученного слогового ряда. Игра считается законченной, если ребёнок собрал все кристаллы и правильно произнёс поставленные звуки в слогах.

Игровой приём «Сигнальщик»

Цель игрового приёма: научить различать на слух шипящие и свистящие звуки, развитие межполушарного взаимодействия, развитие пальчиковой моторики.

Описание: пред ребёнком находится игровое поле с разными картинками, в названиях которых можно услышать шипящие и свистящие звуки. Ребёнок слева направо, начиная с верхнего ряда называет картинки громко и чётко, если слышит звук [Ш], то нажимает на звучащую игрушку в левой руке, а, если слышит в названии картинки звук [С] , то нажимает на звучащую игрушку в правой руке.

Дидактическая игра «Разноцветный коврик»

Цель: развитие зрительного гнозиса, автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребёнку предлагается из предложенных кристаллов выложить на импровизированном коврике рисунок по словесной инструкции, например, выложи линии по вертикали снизу вверх так, чтобы каждая линия была определённого цвета. Начиная игру, ребёнок  проговаривает заданные слова с поставленным звуком вместе с движением пальчиков при захвате кристалла и, кладя его в соответствующую ячейку коврика.

Автор:
учитель-логопед
Ляскина Татьяна Михайловна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Проект для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.