Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. Для того чтобы его сформировать, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции. В поисках новых форм и методов работы, я познакомились с технологией наглядного моделирования, где речевой материал подается через наглядно-игровые модели, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. У детей данной категории бедный словарный запас, наблюдаются аграмматизмы, неправильное употребление в речи падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе. Для того чтобы сформировать лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции.

В поисках новых форм и методов работы, я познакомились с технологией наглядного моделирования, в основе которой лежит принцип замещения: реальный предмет заменяется другим предметом, его изображением или каким-то условным знаком.

Для развития лексико-грамматической стороны речи детей, предлагаю речевой материал подавать с помощью наглядно-игровых моделей, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Представляю свою картотеку, условно разделённую на две части:

  1. формирование лексики
  2. и грамматики.

Наглядный материал является полифункциональным и открывает широкие возможности для творчества.

1

На расширение словаря (предметного, глагольного, словаря прилагательных):

· «Что или кто?» – дифференциация грамматических значений одушевлённости и неодушевлённости («Кто это?» или «Что это?»).

· «Что есть у…» — формирование структуры значения слова, умения соотносить предмет и его составляющие (чайник-носик, ручка, крышка, донышко, грузовик-кабина, кузов, руль, колеса…)

· «Я назову 5 слов» – классификация слов на основе различных семантических признаков («Я назову 5 фруктов, овощей, насекомых…»).

· «Времена года» — закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года (Дети выбирают и называют картинки, которые соответствуют выбранному времени года).

· «Бежит-летит» – подбор необходимого глаголов движения, умения их различать (Ворона летит. Кит плывёт. Волк бежит.)

· «Наоборот» – слова-антонимы (глаголы: подниматься — спускаться, взять-положить; прилагательные: высокий – низкий, толстый-тонкий, пустой-полный…).

· «Девочка Женя-Мальчик Женя» — образование форм глаголов женского и мужского рода прошедшего времени (Женя мыла чашку. Женя мыл чашку.)

· «Какой, какая, какое, какие» – уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, их согласование с опорой на окончание -ая, -ой, -ое, -ие (поздняя осень, мелкий дождь, пасмурное небо, желтые листья).

2

На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:

· «Один – много» – дифференциация существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (брат-братья- много братьев…)

· «Весёлый счёт» – согласование числительных с существительными. (Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок) .

· «Ласковые слова» – образование уменьшительной формы от названий предметов (Кукла-куколка, мяч-мячик…)

· «У Великана» – образование увеличительной формы от названий предметов (нос-носище, рука-ручища, нога-ножища).

· «Жадина» – определение рода существительного, согласование с притяжательными местоимениями (мой стол, моя кровать, мои стулья)

· «Мама, я тут!» – словообразование слов, обозначающих название детёнышей (мама овца, детеныш ягненок, детёныши ягнята).

· «По домам» — употребление предложного падежа имён существительных, образование притяжательных имен прилагательных, согласование их с именами существительными (лиса живет в норе (где живет лиса?), нора лисы (чья нора?) — лисья нора…).

· «Профессии мужские и женские» – словообразование слов, обозначающих женский вариант профессии (летчик-лётчица, художник-художница, продавец -продавщица).

· «Потерянный хвост (уши, голова)»- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные, употребления в речи падежных окончаний (заячья голова, заячий хвост, львиная голова, львиный хвост…).

· «Кукольная школа», «Лицо мальчика» — образование формы родительного падежа имени существительных: Что спрятала кукла, чего нет? (локтя, ноги, ладони, ключицы…)

· «Огород» — образование формы винительного падежа существительного, употребление приставочных глаголов (Я сажаю чеснок. Я посажу баклажан. Свеклу выдёргивают. Картошку выкапывают),

· «Бабушкины запасы» — образование относительных прилагательных (варенье клубничное, яблочное, сливовое…)

· «Рабочий инструмент» — учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.), употребление дательного падежа имён существительных (расчёска нужна парикмахеру, глобус нужен учителю…).

· «Дикарь и фермер» — закрепление формы винительного падежа, расширение лексического словаря по теме «Дикие и домашние животные» (Фермер пасет корову, лошадь, свинью… Дикарь охотится на зайца, на лису, на белку … на медведя … на кабана …)

· «Супермаркет» — расширение активного словаря по теме «Продукты питания», закрепление формы винительного падежа (Я куплю колбасу, сыр, бублик, картошку…)

· «Чудо-ёлка»- учить подбирать существительные к прилагательному, согласовывать существительные с числительными (Красное яблоко, зелёная стрелка, синий самолет. Одна капля, две капли, три…, четыре, пять капель)

· «Пташки-милашки» — формирование навыка использования пространственных предлогов при построении предложения с использованием схем предлогов. (Синица сидит на пеньке. Воробей отдыхает под ёлкой).

· «На поляне» — формирование навыка использования пространственных предлогов, употребление приставочных глаголов движения. (Гусеница подползла к грибу. Бабочка улетела с цветка).

Список литературы:

1. Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования». — Москва,1984 г.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 1988 г.

3. «Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.- 2-е изд.- Москва, 1994.)

4. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994 г .

5. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

6. Лопатина Л.В. , Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (С.-П. «РГПУ им. А.И. Герцена», «СОЮЗ», 2001г.)

7. Лукьянова Л.А., Пятница Т.В. «Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи. Мозарь- «Белый ветер», 2010 г.

8. Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи» (С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.)

9. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» (С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.)

10. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (логопедическая тетрадь). — С.-П. «Детство-пресс» 1999 г.

11. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)

Большакова Елена Сергеевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.