Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников

Аннотация: игры для дошкольников на развитие лексико-грамматических категорий, используемых на занятиях и в повседневной деятельности в помощь воспитателям.

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников как одно из направлений коррекционной работы

ДетиФормирование грамматической стороны речи — раздел работы, который является наиболее сложным для усвоения детьми.

В основу входит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи).

Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях.

Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, от простого к сложному, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений.

На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.

Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых норм и правил.

Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В своей работе я использую игры с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных.

Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, для которых нужно выработать частные, единичные речевые стереотипы. Это объясняет необходимость использования таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий

Заниматься грамматикой следует непродолжительно. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Игра «Подбери пару»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет имен существительных, обозначающих школьные принадлежности; строить сложные предложения; образовывать имена прилагательные от существительных; игра способствует развитию мышления.

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки. Поочередно назовите те, что нарисованы слева, и попросите ребенка подобрать пару к каждой из правого столбца.

Портфель — … (ранец); фломастеры — … (карандаши); тетрадь — … (блокнот); карта — … (глобус).

Предложите ребенку объяснить, зачем нужен тот или иной предмет: «Портфель нужен для того, чтобы…»

Предложите ребенку помочь вам закончить фразу: «Ручка из пластмассы, значит, она… (пластмассовая). Тетрадь из бумаги, значит, она… (бумажная). Ранец из кожи, значит, он… (кожаный). Карандаш из дерева, значит, он… (деревянный). Ластик из резины, значит, он… (резиновый). Папка из картона, значит, она… (картонная)».

Игра «Ответь на вопрос»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; отвечать на вопрос чей? (чья? чьи!), согласовывая местоимения с существительными.

Ход игры: объясните ребенку правила игры: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты посмотри на картинки и постарайся ответить на них». Халат мамы (чей?) – мамин халат, шляпа папы (чья?) – папина шляпа, очки дедушки (чьи?) – дедушкины очки, косынка бабушки (чья?) – бабушкина косынка, туфли тети(чьи?) – тетины туфли.

Предложите ребенку ответить на вопрос чей? {чья? чьи?), согласовывая местоимения с существительными. Это чьи карандаши? — Это мои карандаши.

Игра «Назови правильно»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Ход игры: предложите ребенку дать словам правильные определения, ответив на вопрос.

Как назвать человека за ум? — Умный.

Как назвать мальчика, который дерется? — Драчливый.

Как назвать девочку, если у нее кудри?… (Кудрявая.)

Как назвать человека, если он делает людям добро? … (Добрый.)

Как назвать лежебоку за лень? … (Ленивый.)

Как назвать книгу, если она вызывает интерес? … (Интересная.)

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах; употреблять местоимения «он», «она», «они», «оно»; изменять глаголы по лицам.

Ход игры: назовите первое слово предложения и предложите ребенку закончить его, правильно употребляя слова.

Мальчик… (читал). Девочка… (читала). Девочки… (читали).

Мальчик… (играл). Девочка… (играла). Дети… (играли). Радио… (играло).

Трактор… (шумел). Машина… (шумела). Дети.. (шумели). Море… (шумело).

Мальчик… (бежал). Девочкаа… (бежала). Дети… (бежали). Время… (бежало).

Мальчик… (ел). Девочка… (ела). Дети.. (ели).

Предложите ребенку заменить существительные местоимениями: ученик — он, ученица — она, ученики — они.

Произнесите предложение и предложите его закончить.

Я играл.— Он… (играл). Она… (играла). Они… (играли).

Я учился.— Он… (учился). Она… (училась). Они… (учились).

Игра «Новое слово»

Чему учится ребенок: образовывать причастия с помощью вопросов; употреблять причастия в речи.

Ход игры: предложите ребенку образовать новое слово, используя вопрос какой? (какая? какое?).

Лексический материал

Девочка рисует. Девочка какая? — Рисующая девочка.

Девочка читает. Девочка какая? — Читающая девочка.

Мальчики играют. Мальчики какие? — Играющие мальчики.

Предложите ребенку составить предложения по вышеперечисленным словосочетаниям, состоящим из существительного и причастия.

Девочка, рисующая цветы, готовит подарок маме.

Девочка, читающая книгу, еще маленькая.

Игра «Цепочка»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные при помощи суффиксов.

Ход игры: предложите ребенку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Карандаш — карандашик — карандашище; сапог — … (сапожок — сапожище); книга — … (книжечка — книжища); жук — … (жучок — жучище).

Игра: «Исправь ошибки»

Чему учится ребенок: запоминать несклоняемые слова.

Ход игры: взрослый читает стихотворение, а ребенок исправляет слова.

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без шарфа…

А вернее – я и ты без шарфа и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг какаду, схватив стакан, стал играть на фортепьян.

Взрослый, выпив кофею, хохотал на всю киню.

Литература:

1. М.Г.Борисенко, И.А.Лукина. Грамматика в играх и картинках. С.-П. 2005. Текст непосредственннный.

2. А.Г.Арушанова. Речь и речевое общение детей. М. 1999. Текст непосредственный.

Н.П.Ословская,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.