Общеразвивающая программа «Монтессоринка» по системе М. Монтессори для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Методическая разработка: Общеразвивающая программа «Монтессоринка» по системе М. Монтессори для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Направленность: развивающая с уклоном на языковые компоненты с учетом нарушений речи.

Возрастная группа: дети 3 — 6 лет.

Срок реализации: 9 месяцев.

Пояснительная записка

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

В центре системы М. Монтессори стоит ребенок — независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре. Возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем тем, что здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает, в выборе материала который презентует специалист. Оказывает помощь в приобретении навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально — подготовленной предметной развивающей среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори). Именно поэтому система М. Монтессори стала основополагающей при составлении рабочей программы «Монтессоринка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а именно 3 — 6 лет.

Данная программа имеет отличительные особенности, кроме монтессорианских игр в каждый зональный раздел включены речевые игры, направленные на обогащение словарного запаса.

Программа составлена на основе Федерального Закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (далее ФГОС), с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе М.Монтессори».

Главной целью программы является создание условий для благополучного развития детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

Программа Монтессоринка

Задачи программы:

• развивать все органы чувств (сенсорное воспитание), используя специальный набор дидактического материала (цветные таблички, звуковые цилиндры, шершавые таблички, вкусовые баночки и др.);
• формировать у дошкольников познавательные процессы ощущения и восприятия (т.е. развитие всех анализаторов) и развивать моторику пальцев, кисти, рук;
• воспитывать у дошкольников самостоятельность и уверенность в себе;
• создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• развивать словарный запас, умение классифицировать, обобщать, сравнивать предметы, и называть их.

Целевая группа: дети младшего и среднего дошкольного возраста от 3 до 6 лет.

Продолжительность:

Программа рассчитана на год, реализация осуществляется 2 раза в неделю, по 15 — 30 минут, в зависимости от возраста детей.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Свобода выбора.

Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства; учится делать выбор; учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность; свобода выбора формирует в ребенке инициативность.

2. Наличие специального комплекта дидактического материала М. Монтессори.

Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори — среды.

3. Контроль ошибок.

В Монтессори материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить ее без помощи взрослого.

4. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой.

5. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

6. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

7. Принцип сознательности и активности, предполагает, что логопед в своей работе использует приёмы активизации познавательных способностей детей дошкольного возраста. Перед детьми необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых они опираются на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию школьников и предусматривает понимание материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

8. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий.

9. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

10.Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Форма работы: свободная, у детей есть право выбора материалов.

План программы

№ п/п

Блоки программы

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Диагностический этап:Диагностика уровня сформированности языковых компонентов

15

Комплекс диагностических методик (результаты заносятся в речевые карты)

2.

Зона практической жизни

15

Наблюдение, лист тестирования достижений ребенка

3.

Зона сенсорного развития

18

4.

Зона языкового развития

20

Итого

68

Наблюдение, лист тестирования достижений ребенка

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и основных задач

Содержание

Количество

часов

1.

Упражнения в навыках практической жизни                                                 15 ч.
Научиться застегивать разные виды застежек «Рамка с пуговицами»«Рамка с кнопками»

«Рамка с крючками и петлями»

«Рамка с ремнями»

«Рамка с бантами»

«Рамка со шнуровкой»

«Рамка с комбинированной шнуровкой»

«Рамка с молнией»

«Рамка с булавками»

«Переливание из кувшина в кувшин»

«Перекладывание с помощью ложки»

2.

Сенсорное развитие                                                                                            18 ч.
 Развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух.Развитие умения различать температуру, ощущать разницу в весе предметов.

Развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

Развитие мелкой и крупной моторики.

«Розовая башня»;«Коричневая лестница»; «Красные штанги»;

«Цветные таблички»; «Цилиндры – вкладыши»; «Шершавые таблички»; «Шумовые цилиндры»;

«Рамки-застежки» и др.

3.

Развитие языка                                                                                                   20 ч.
Обобщение всех языковых компонентов речевой системы.Обогащение словарного запаса.

Анализ звука, нахождение звука в слове.

Развитие речи, ознакомление с окружающим. Классификация слов, развитие словаря.

«Звуковые игры»«Предметы с окружающей среды»

«Карточки классификации» + речевые игры разной направленности (развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса и т.д.).

Звуки и буквыПознакомить с символом звука.

Представление звуков буквами.

Интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.

«Шершавые буквы» «Подвижный алфавит» «Металлические вкладыши»
СлушаниеСоздать условия для слушания, поддерживать умение детей слушать друг друга. Слушание историй, рассказов, сказок, стихов, рассказываемых взрослым устно. Слушание рассказов и историй детей в общем кругу.Слушание аудиозаписей.
Воспитание читателяФормирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. рассматривание иллюстраций, знакомство с жанрами, авторами детских произведений. Чтение художественно и познавательной литературы с дальнейшим обсуждением прочитанного. Использование в свободной деятельности детей большого количества программных произведений и литературы энциклопедического характера.Создание проблемных ситуаций для возникновения потребности обратиться к книге, в том числе энциклопедического характера.

Организация чтения в парах, друг другу в малых подгруппах.

Итого

 

53

Основное содержание программ

Программа «Монтессоринка» рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста по системе М.Монтессори. В МКУ «Центр Семья» оборудована групповая комната. Материал расположен на низких открытых полках, на уровне глаз детей. Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы дети могли по отдельности развивать различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние, слуховое и зрительное восприятие. С помощью этих упражнений дети учатся слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Каждый дидактический материал лежит в отдельной коробочке или конверте.

Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе.

Материал объединен по зонам:

1. Зона практической жизни, в которой расположены материалы для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально и строго определенным образом. Все они косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики руки, что способствует совершенствованию различных мозговых функций.

Материалы (базовый набор):

• Переливание из кувшина в кувшин;
• Перекладывание (пересыпание) с помощью ложки;
• Набор рамок с застежками.

2. Зона сенсорного развития с материалами для упражнений в развитии чувств (сенсорное развитие).

Важнейшей основой познавательного развития дошкольника является его сенсорное развитие. Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики, музыки, других направлений. Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные сферы чувств, таких как осязание, обоняние и др. В таких упражнениях ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

Материалы (базовый набор):

1. Материалы для развития зрения:

- блоки цилиндров;
- розовая башня;
- коричневая лестница;
- красные штанги;
- коробки с цветными табличками;
- цветные таблички;
- шершавые таблички;
- шумовые таблички.

2. Материалы для развития осязания:

- тактильные дощечки;
- пары тактильных табличек;
- коробка с парами лоскутков ткани.

3. Материалы для развития слуха:

- шумовые цилиндры;
- колокольчики А. Маккерони.

4. Материалы для развития чувства тяжести:

- барические таблички.

5. Материалы для развития чувства тепла:

- термические цилиндры и таблички.

6. Материалы для развития обоняния:

- бутылочки с запахом.

7. Материалы для развития «стереогностического чувства»:

- геометрические тела.

8. Сенсорные материалы для подготовки к математике:

- коробки с конструктивными треугольниками
- биномиальный и триномиальный куб.

3. Зона языкового развития с материалами для упражнений в развитии родного языка. Ребенок приходит на занятия с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Задача логопеда – помочь ребенку научиться пользоваться речью во время деятельности: слушанием, говорением.

Весь материал Монтессори обогащен речевыми играми, которые будут способствовать развитию речи детей.

Материалы (базовый набор):

1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка:

- слова в трех коробочках;
- карточки «предмет — картинка»
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)

2. Материалы для подготовки руки к письму:

-металлические рамки-вкладыши, трафареты.

3. Материалы для формирования образа буквы:

- тактильные или шероховатые буквы
- большой подвижный алфавит
- малый подвижный алфавит.

Результаты освоения программы

Социально — коммуникативное развитие:

  1. Самостоятельно или при минимальной помощи взрослого одевается и раздевается.
  2. Застегивает, расстегивает: пуговицы, молнии, крючки; причесывается, моет руки.
  3. Самостоятельно умеет переливать воду из одного сосуда в другой или несколько.
  4. Самостоятельно пересыпает зерно или песок из сосуда в сосуд с помощью ложки.
  5. Работает с пинцетом, прищепками, ножницами.
  6. Вышивает на картоне по заданным отверстиям.
  7. Сортирует природный материал (шишки, орехи, семечки, бобы и т.д.).
  8. Аккуратно складывает салфетки.

Сенсорное развитие:

  1. Собирает предметы по принципу увеличения — уменьшения.
  2. Называет основные цвета и некоторые оттенки.
  3. Различает шершавые и гладкие поверхности.
  4. Различает предметы по степени их шершавости.
  5. Определяет свойства ткани: толстая — тонкая, мягкая, гладкая.
  6. Различает шумы: громкий — тихий.
  7. Различает массу предмета, владеет понятиями «тяжелый — легкий».
  8. Называет квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, шар, куб.
  9. Различает ощущения «горячий — холодный», владеет понятиями «горячий»,
  10. «холодный», «теплый».
  11. Определяет вкусовые свойства: сладкий, кислый, горький, соленый.
  12. Под контролем режет бумагу.

Речевое развитие:

  1. Отвечает на вопросы по картинке
  2. Рассказывает сюжет по картине
  3. Заучивает стихотворные строки
  4. Обводит буквы на манке или карандашом, сравнивает с образцом.
  5. Называет буквы.
  6. Складывает слова.
  7. Соотносит звук с буквой.

Список литературы:

1. Н.В. Андрущенко «Монтессори — педагогика и Монтессори — терапия». — Спб.: «Речь».
2. М. Монтессори, Дети – другие. /М.Монтессори//Пер.с нем. – М.: Карапуз, 2004.
3. М. Монтессори, Самовоспитание и самообучение в начальной школе. [Текст] / М.Монтессори. –М.:Московский Монтессори- центр, 1993.

Приложение 1

Лист тестирования достижений ребенка по системе М.Монтессори

Фамилия имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Дата _____________

1 Сенсорные навыки
Может подбирать и различать цветаГеометрические тела

Цифры

Может подбирать по увеличениюБольшой — маленький

Длинный — короткий

Толстый — тонкий

Вясокий — низкий

Определяет средний размер
Определяет правильно такие понятия какБольше — меньше

Длиннее — короче

Толще — тоньше

Шершавый — гладкий

Лево — право

Знает название геометрических фигур
Знает название геометрических тел
2 Письмо
Аккуратно штрихует
3 Фонетика
4 Развитие речи Отвечает на вопросы по картинке

Развивает по картине

Заучивает стихотворные строки

Приложение 2

МОНТЕССОРИ МАТЕРАЛ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ

Материал:

Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Как работать с материалом

Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения.

При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию.

Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками — с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация.

Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой.

Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных.

Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями.

Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним.

С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Дальнейшие упражнения:

- отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом;
- ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом;
- коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю;
- все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же.

БЛОКИ ЦИЛИНДРОВ

Блоки цилиндров

Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилиндров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении — по размеру. Диаметр у всех них остается одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ширина и глубина) равномерно уменьшается.

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр равномерно увеличивается (ряд с «обратным ходом»).

Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов.

Как работать с материалом.

Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В.

В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку.

Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров.

Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).

Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока.

Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

• цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вставить его в подходящее углубление;
• выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;
• выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками.
Важно, чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;
• ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно убывающий или возрастающий ряд;
• повторение упражнения с закрытыми глазами;
• ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;
• из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не оставалось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;
• нужно найти одинаковые цилиндры;
• ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, например, имеют равную высоту или равный диаметр;
• строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют равную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите устный урок! — ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом и сравнивает кружочки друг с другом; — вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами

Устный урок: Цилиндры.

Блок А: высокий — низкий; высокий — выше — самый высокий; низкий — ниже — самый низкий; са-мый высокий — самый низкий; выше чем — ниже, чем;

Блок В: толстый — тонкий; толстый — толще — самый толстый; тонкий — тоньше — самый тонкий; самый толстый — самый тонкий; толще, чем — тоньше, чем.

Блок С: большой — маленький; большой — больше — самый большой; маленький — меньше — самый маленький; самый большой — самый маленький; больше, чем — меньше, чем.
Блок Д: высокий — низкий; толстый — тонкий.
Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

В этом материале могут использоваться как геометрически тела, так и любые фигурки. Обычно дети очень любят такую игру.

Выложите все фигурки из мешочка, разглядите их с ребенком и назовите. Есть 3 варианта игры:

1. Вы кладете парные предметы, вытаскиваете один из них и просите ребенка найти в мешочке такой же.
2. Вы берете любые предметы из окружающей ребенка среды и просите достать тот, который вы назвали.
3. Вы берете любые предметы из окружающей ребенка среды, просите взять любой предмет и, не доставая его, попробовать назвать его. На фото «осенний» вариант игры с природными материалами.

Шершавые Буквы

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Цель: Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные упражнения ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал:

На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Ход работы:

Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и работы вынимает из нее одну из табличек.
Например, табличку с буквой “а”.

Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть

Это упражнение с классическим Монтессори — материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со
специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ

Материал: ящик, в котором содержится полный алфавит штампованных букв в небольшом количестве экземпляров.
Эти буквы соответствуют по размеру буквам из шершавой бумаги. Гласные буквы — голубые, согласные — красные.

Цель: представление звуков буквами.

Как работать с материалом.

Ящик 1

Упражнение проводится на ковре. Учитель ставит корзину с
предметами, названия которых пишутся так, как слышатся: шар, книга, чашка. Ребенок берет предмет, говорит его название и с помощью учителя подбирает подходящие буквы. Количество букв в ящике 1 ограниченно, чтобы сократить число слов. Возвращение букв на свои места требует от ребенка большой концентрации и отнимает много времени. Предмет и составленное слово кладут рядом друг с другом. В процессе выполнения задания учитель часто повторяет слово и, выделяя голосом очередной звук, помогает ребенку расслышать этот звук и выбрать подходящую букву.

Вместо предметов можно позже использовать картинки. Работа завершается тем, что буквы убирают назад на свои места. При этой работе бывает полезно использовать крышку от ящика. Так появляется возможность продолжить начатую работу на другой день.
Контроль над ошибками: контроль над ошибками не требуется, так как это упражнение не на правописание, а на представление звуков буквами. Поскольку слышится только звук, а не буква, прописные буквы здесь не нужны.

Дальнейшие упражнения:

- повторение предыдущего упражнения с другими предметами или картинками;
- представить буквами самостоятельно выбранное слово.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — ВКЛАДЫШИ

Материал: 2 подставки с 5 розовыми металлическими рамками каждая. Сторона рамки длиной 14 см. К рамкам прилагаются следующие вкладыши синего цвета: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, яйцо, трапеция, пятиугольник, треугольник, квадрат с 4 полукружиями. В середине каждого вкладыша имеется кнопка. Твердая подставка, листы бумаги 14 х 14 см, разноцветные карандаши.

Прямая цель: интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.

Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель вместе с ребенком готовят рабочее место.

На рабочем месте должны быть подставка, бумага 3 цветных карандаша разного цвета, фигура-вкладыш с рамкой. Учитель кладет рамку точно на бумагу так, чтобы это было хорошо видно ребенку.

Одной рукой он плотно прижимает рамку к бумаге, а другой рукой в это время обводит вырезанную в рамке фигуру цветным карандашом.

На этом упражнении ребенок учится правильно держать карандаш и целенаправленно проводить линии.

Он начинает сверху и обводит контур фигуры против часовой стрелки. Затем он убирает рамку и кладет фигуру-вкладыш точно на изображенную фигуру. Одной рукой он держит фигуру-вкладыш за маленькую кнопку, а другой рукой обводит эту фигуру карандашом другого цвета. При этом он следит, чтобы движение руки было плавным и непрерывным.

Фигуру-вкладыш убирают.

Изображенную фигуру закрашивают одним из тех карандашей, которыми нарисован на бумаге ее контур. Для этого сверху вниз от одной границы фигуры до другой легко и свободно проводят вертикальные штрихи.
Ребенок узнает, какой нажим нужен при проведении линий. Учитель предлагает ребенку сделать упражнение самостоятельно.

Контроль над ошибками: визуальный контроль. Положение граничных линий изображенной фигуры.

Дальнейшие упражнения:
- нарисовать одну за другой несколько фигур. Ребенок узнает, что с помощью геометрических фигур можно рисовать разные красивые узоры;
- фигуры можно полностью закрасить.

КАРТИНКА — СЛОВО: интуитивное чтение

Цель: Интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравнение слова и упражнения изображения предмета.

Описание: Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на работы стол картинки или предметы, а затем подбирает к ним таблички со словами.

Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
Материал:

В конверте лежат карты с картинками, таблички со словами к ним, контрольные карты, где слово и картинки объединены. Материал может представлять несколько конвертов, подобранных по темам: цветы, одежда, животные. Важно, чтобы слова на табличках были просты для прочтения, не содержали трудностей.

Комментарий:

Материал предъявляется ребенку после того, как пройдет этап работы с предметом и словом. Перед ним стоит теперь более абстрактная задача. Но пока малыш читает слова все еще интуитивно, по очертанию отдельного слова. В этом смысле большое значение имеет объем карточного материала. Ребенок продолжает расширять свой словарный запас и все больше интересуется предметами, изображенными на картинках.

Приложение 3

МОНТЕССОРИ МАТЕРАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ

•сенсорный материал;
• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Приложение 4

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

I. Буквы печатные симметричные (19 букв)

1. Звук и буква О

1.Звук [О]
1.1.Характеристика звука — гласный, ударный (безударный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Добавь первый звук: _бувь, _рден, _тдых, _тпуск, _блако.
б)В конце:
Измени слово («Много — один»): стёкла, вёдра, окна, крылья, перья, колёса.
в)В середине:
Выбери слово со звуком [О]: суп — сон, бак- бок, пол — мак, пух- сом, дом -дым.
1.3.Посчитай, сколько ударных гласных [О] в стихотворении.
Оля строить тоже хочет, Выше Оли голосочка
Но она всегда хохочет. Только домик из песочка.
2.Буква О
2.1.Весёлое стихотворение о букве.
Перед вами вот кольцо —
Это образ буквы О.
2.2.Место в слове.
О: дрозд, щегол, коршун, голубь.
О: крот, косы, стол, футбол.

2. Звук и буква Н

1.Звук [Н]
1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (парный), звонкий (непарный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Подбери противоположное по значению слово со звуками [Н] или [Н’]: день, конец, направо, высоко, под, верхний, высушить.
Замени первый звук на звук [Н]: забор, дочь, соль, рота, косы, форма, ваш.
б)В конце:
Замени последний звук на звук [Н]: лёд, слог, сок, сыр.
Добавь последний звук: со_, сло_, бато_, жето_, обма_, рома_, каба_, чемода_, баклажа .
1.Буква Н Место в слове.
Н: осина, сосна, каштан, клён.
И: красный, зелёный, оранжевый, цветной.

1. Звук [X]

1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (парный), глухой (не¬парный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Добавь первый звук: воет, „леб, _вастун, _ворост, _обот, _омяк, _алат, _алва.
Замени первый звук на звук [X]: салат, голод, сор, гудеть, шрам.
б)В конце:
Добавь последний звук: пету_, пасту_, лопу_, горо_, отды_, сме_, пу_, стра_.
Замени последний звук на звук [X]: мак, мок, глухарь, мухоловка, лы¬суха, петух, сок, город, запад, посол, смел, успел.
1.3.Запомни слова со звуком [X], которые встретятся в тексте.
Утро в деревне
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух. Рядом раскинулись хлебные поля. Идём в лес. Встретили охотника, который возвращался с охоты. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне. (Всего 9 слов.)

2.Буква X

2.1.Весёлое стихотворение о букве.
Если жук вдруг исхудал
И исчезло брюшко,
Букву X ты увидал,
А вместе с ней два ушка.
2.2.Место в слове.
X: хорёк, росомаха, олениха, хомяк.
X: горох, хворост, сахар, хрусталь.

4. Звук и буква Ж

1. Звук [Ж]
1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (непарный), звонкий (парный).
1.2.Узнай слово по описанию.
Животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф) Насекомое. (Жук.)
Большая болотная птица с длинным клювом, ногами и шеей. (Журавль.)
Что у человека дороже всего? (Жизнь.)
1.3.Исправь предложения.
Этажерка лежит на журнале.
Лужок выскочил на жабу.
Лыжам нужен Женя.
Дом строит Дружок.
2. Буква Ж
2.1.Весёлое стихотворение о букве. Крылышки расправил жук —
Буква Ж возникла вдруг.
2.2.Место в слове.
Ж: этажерка, журнал, ножницы, жалюзи.
Ж: пожарник, дирижёр, инженер, журналист.

5. Звук и буква Ф

1.Звук [Ф]
1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (парный), глухой (парный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Добавь первый звук: _абрика, _анера, _акел, _артук, _асоль, _утбол, окус, _ото, _орма.
Замени первый звук на звук [Ф]: бантик, пара, манера, марш, норма, плот, кон, сундук.
б)В конце:
Добавь последний звук: шка_, шар_, жира_, телегра_, штра .
в)В середине:
Закончи предложение словом, в котором звуки [Ф] и [Ф’] встречаются в середине: Машину ведёт … . Посуду поставили в … . Движение транспорта регулирует …. «Мишка косолапый» — так называется ….
1.3.Выбери слова с мягким звуком [Ф]: кефир, лифт, пуфик, арфа.
2.Буква Ф Место в слове.
Ф: форма, шарф, сарафан, фартук.
Ф: кефир, вафли, конфеты, фрикадельки.

6. Звук и буква А

1.Звук [А]
1.1.Характеристика звука — гласный, ударный (безударный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Добавь первый звук: _рбуз, _птека, _втобус, _збука.
Закончи предложение словом, в котором звук [А] стоит в начале: По дороге едет … . На дереве свил гнездо …. В океане плавает …. В саду расцвели ….
б)В конце:
Добавь последний звук: земляник_, малин_, клубник_; морковк_, картошк_, редиск_ .
Придумай к данным словам обобщающие слова.
в)В середине:
Повтори слова, в которых звук [А] находится в середине: лук — так, бок — лак, бак — ток, мак — сом, мал — мок, сам — мол.
1.3.Весёлое стихотворение о букве.
Убежала буква А,
И умолкли все слова.
Слов без А ты не прочтёшь.
Коль прочтёшь, то не поймёшь.
А скорей в слова вставляй,
Голосочком наполняй.
Станут с ней слова понятны,
Смысл слов вновь станет внятным.
Вставь пропущенные звуки: _лф_вит, _збук_, м_шин_, _стр_, ст_к_н, трмв й, б_р_нк_, б_йд_рк_, к_р„в_й, к_р_нд_ш, з_г цк_, шп_рг_лк_.
2.Буква А
2.1.Весёлое стихотворение о букве.
Вот колечко и крючок — это буквы А значок.
2.2.Место в слове.
А: аист, грач, журавль, стаи, глухарь.
А: брат, сестра, мамуля, дочка.

7. Звук и буква Т
1.Звук [Т]
1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (парный), глухой
(парный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Добавь первый звук: _ворог, _рава, _кань, _рос, _рон, _руба, _арелка, _аблица, _аблетка, _уча, „уфли, _анцы, _апки, уман, _урист, _урник.
Замени первый звук в словах на звук [Т]: порт, банк, куча, ночка, ра¬нец, санки, пруды, ком, брус.
Придумай слова на одну тему:
транспорт (трамвай, троллейбус, такси);
квартира (торшер, тахта, телефон, телевизор, тумбочка).
Закончи предложение словом, в котором звуки [Т] и [Т1] находятся в начале: В клетке сидел … (тигр). Таня включила … (телевизор). На полке стоял … (телефон). Мама налила суп в … (тарелки).
Подбери слово, противоположное по значению, со звуками [Т] или [Т’] в начале: тонкий, прохладный, светлый, лёгкий (пример), лёгкий (пакет).
б)В конце:
Добавь последний звук: бин_, зон_, бан_, кус_, мос_, хвос_, тор_, лор_, сала_, жаке_, паке_, буке_.
Измени слова («Нет чего?»): конфеты — …, монеты — …. минуты — …. котлеты — …, лопаты — …, газеты — … .
Измени слова («Много — один»): кусты, мосты, листы, торты, посты,
1.3.Выбери все слова со звуком [Т]:
Тома три стоят на полке.
Знаешь ты наверняка
«Три медведя», «Поросёнка»,
Есть ещё «Три толстяка».
2.Буква Т
Место в слове.
Т: март, август, сентябрь, октябрь.
Т: ставил, достал, отдыхал, читал.

8. Звук и буква Л

1.Звук [Л]
1.1.Характеристика звука согласный, твёрдый (парный), звонкий (непарный).
1.2.Место в слове.
а)В начале:
Замени первый звук в слове на звуки [Л] и [Л’]: дом, мак, жук, дай; мёд, вес, тюк, бить, пень, рейка, печь, пекарь, песок, метать, течение.
б) В конце:
Назови то, что уже сделал: я встаю — ты сажусь, ставлю, поднимаю, рисую, читаю, пишу, думаю.
Замени звук [Л’] на звук [Л]: моль, мыль, быль, мель, ель, пыль, цель, даль, жаль, сталь.
1.3.Отгадай слово по описанию.
Дезинфицирующее средство для мытья рук. (Мыло.)
То, без чего птица не летает, (крыло.)
То, чем люди укрываются во сне. (Одеяло.)
То, в чём мы видим своё отражение. (Зеркало.)
2.Буква Л Место в слове.
Л: стул, кресло, стол, палас.
Л: читал, говорил, смотрел, думал.

9. Звук и буква М

1. Звук [М]
1.1.Характеристика звука — согласный, твёрдый (парный), звонкий (непарный).
1.2.Место в слове,

а) В начале:

Замени первый звук на звук [М]: _арт, _ох, уравей, _ука, _уха, _оло- дец, _оре, _узыка, _андарин.

Закончи предложение словом, в котором звуки [М] и [М’] находятся, в начале: Конь ржёт, а корова … (мычит).

Собака лает, а кошка … (мяукает). Луна светит, а звёзды … (мерцают). Вкусные мандарины привезли в новый … (магазин). Мой дедушка купил машину марки … («Москвич»), Иностранцам очень нравится московское… (метро).

Подбери противоположное по значению слово с [М] или [М‘] в начале: плюс, война, твёрдый, большой, мало, ссориться, быстро, глубокий, говорить.

Авторы-составители:
Логопед отделения реабилитации
несовершеннолетних с ограниченными
физическими и умственными возможностями
Микушина Александра Александровна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.