Аннотация: В статье представлен опыт использования песочной терапии как средства развития речи у дошкольников с нарушением зрения.
Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
Проблема речевого развития слабовидящих детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации. Занимаясь со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
Развить эти способности в дошкольном возрасте помогает использование в логопедической практике технологии песочной терапии.
Использование песочной терапии имеет много положительных моментов.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть с песком любят все дети. Для игр с песком нужна песочница и различные игрушки, фигурки.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи.
Игры с песком:
- стимулируют речевую активность;
- развивают все стороны речи (фонетику, грамматический строй, лексику, связную речь);
- развивают психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и мелкую моторику;
- способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала;
- песок поглощает отрицательную энергию, что актуально в работе с особыми детьми.
Песочную игротерапию использую как часть индивидуального или подгруппового занятия.
На базе песочницы провожу работу по закреплению, расширению и активизации словаря. При изучении лексических тем использую сюжеты игр, например: «Транспорт», «Животные Севера», «Дикие животные» и т.д.
С песком мы не только играем, но и рисуем на нем. При рисовании песочной картинки отрабатывается умение строить как простые, так и сложные предложения (художественные способности не важны, если что – то не получается, ребенок стирает и рисует снова). Игры «Дорисуй и составь предложение», «Нарисуй и расскажи». Ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Очень нравятся детям игры «Секрет», «Что под песком?», «Мой клад».
Картинка или игрушка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок (через соломинку), ребенок открывает изображение и рассказывает: что или кто это? какой величины? формы? цвета? и т.д. Или ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идет речь, откапывает его в песке.
Проигрывание (драматизация) литературных произведений с последующим их пересказом детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др., авторские сказки, например сказка В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».
Таким образом, использование песочницы в логопедической практике позволяет значительно улучшить качество речи у слабовидящих дошкольников и дает комплексный образовательно – коррекционно — терапевтический эффект.
Федорова И.Л.,
учитель – логопед