Совершенствование словаря прилагательных у старших дошкольников с нарушениями зрения

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности развития навыков словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Авторами проведена диагностика дошкольников с нарушениями зрения и детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 5-6 лет по методике логопедического и психолого-педагогического обследования Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой. В соответствии с полученными результатами предложены рекомендации.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, нарушения зрения, навыки словообразование имен прилагательных, методы коррекции.

Abstract: this article describes the features of developing the skills of word formation of adjectives in preschool children with visual impairments. We performed diagnostics of preschool children with visual impairments and children with General speech underdevelopment (level 3) 5-6 years old using the method of «speech therapy and psychological and pedagogical» examination by R. I. Lalayeva, DR. B. Filicheva. Recommendations are proposed in accordance with the results obtained.

Keywords: General speech underdevelopment, visual impairment, adjective word formation skills, correction methods.

Совершенствование словаря прилагательных у старших дошкольников с нарушениями зрения

нарушение зренияАктуальность исследования по теме данной работы обусловлена тем фактом, что в настоящий период времени растет количество детей дошкольного возраста с различными речевыми патологиями. И основное место среди таких речевых патологий занимает общее недоразвитие речи (ОНР), которое в современный период времени классифицируется исследователями на четыре уровня, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется различными особенностями. [2, с. 6].

Необходимо также отметить тот факт, что нарушения зрения у детей дошкольного возраста, усугубляют речевые нарушения, поскольку в данном случае у ребенка не в полной мере задействована одна из основных систем восприятия человека.

Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и коммуникативных способностей, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения, в формировании социальных связей.

Важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка является своевременное формирование лексико-грамматического строя [5]. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, выступает для ребенка в качестве надежного средства познания и общения [8].

В течение последних десятилетий проблемами детей с общим недоразвитием речи, отягощенными нарушениями зрения, занимались многие ученые, результаты их исследований отражены в работах Е.В. Бирюковой, Т.А. Матросова, Н.А. Нечипуренко, В.И. Лахмоткина и другие. В трудах многочисленных исследователей также представлены данные о специфических особенностях эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, возникающие в связи с особенностями речевого развития дошкольников с нарушениями зрения [4,5].

Исследования Р.Е. Левиной, В.А. Ковшикова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов. У дошкольников с нарушениями зрения и ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляемых в речи нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.) [4, с. 102].

У этих детей максимально распространенными являются замена одних слов другими, близкими по смыслу. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, пушистый – мягкий [10, с. 139].

Трудности возникают также у дошкольников с ОНР и нарушениями зрения при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с нарушениями зрения и ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению, а также неумение подбирать антонимы и синонимы к прилагательным. У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрениям наблюдаются также трудности в словообразовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных [7, с. 1042].

В первую очередь дефекты зрительной и речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина полагают, что это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности [1, с. 36]. Кроме того, зрительный и речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование

личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками, как полагают Е.А. Шилова, А.С. Ходякова и др[9,11].

Нами были выбраны методики логопедического и психолого-педагогического обследования Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой и тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.

Из-за того, что для обследования детей с нарушениями зрения нет своих методик, мы адаптировали взятые нами методики под потребности данных детей:

1. Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

2. Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);

3. Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

4. Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

5. Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

6. Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

7. Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

8. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

9. Величина раздаточного материала:

Острота зрения — Размер пособий 0,4 и выше — 2 см 0,2-0,3 — 2—3 см 0,05-0,1 — 3-4 см 0,01-0,04 — 4-5 см

На математике размер предметов — до 15 см. Размер используемой натуры -20-25 см.

При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:

- в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз

- полукругом

- параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расходящееся косоглазие — в центре, сходящееся-по краям + соблюдение остроты зрения)

В данном обследовании были предложены 3 методики, направленных на диагностику словообразования имен прилагательных.

В исследовании приняли участие 20 детей с заключением ОНР 3 и 20 детей с нарушениями зрения в возрасте 5-6 лет.

Сравнительный анализ полученных нами данных позволил выявить, что уровень владения речью у детей с нарушением зрения, по результатам трех выполненных методик, значительно отстает от сверстников, имеющих общее недоразвитие речи и сохранное зрение.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что особенностями словарного запаса детей с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в назывании прилагательных, их группировки. Формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка. При малом содержании в речи ребёнка имён прилагательных его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. Поэтому формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка.

На основании проведённого нами исследования можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с недостатками зрения значительно отстают в формировании умений использовать в речи лексику имен прилагательных по сравнению с их ровесниками с сохранными анализаторами.

Это указывает на необходимость коррекционной работы с детьми по развитию данного вида речевой деятельности.

Для дошкольников с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи очень важно устранять недочеты в словообразовании, т.к. все ошибки, имеющиеся в устной речи, в школьный период отразятся на усвоении ребенком письменной речи.

Опять же вернемся к вопросу специальных методик для детей с нарушениями зрения, их как таковых нет, берутся обычные логопедические методики и адаптируются для данной группы детей.

Поэтому для оптимизации коррекционно — развивающего процесса рекомендуется использовать следующие методики:

· Берсеневой Е.В. и Бахариной М.Л., а также Черновой А.В., направленные на формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

· Худилайнен К.А., направленную на развитие словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;

· Бирюковой Е.В., направленную на формирование словаря у старших дошкольников с нарушением зрения;

· Нечипуренко Н.А., Лахмоткиной В. И., направленную на формирование лексики у слабовидящих детей.

Исходя из этого, коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, строится на принципах тесного взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества: медсестры – ортоптистки, учителя – логопеда, тифлопедагога, воспитателей, музыкального руководителя, родителей, а также по показаниям и узких специалистов: психиатра, невролога, отоларинголога, ортопеда. Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Воспитатели в своей работе с детьми учитывают рекомендации, данные медсестрой – ортоптисткой, учителем – логопедом, тифлопедагогом, музыкальным руководителем [3].

Литература:

1. Гафурова Ю.А., Высоцкая Е.А., Китаева Н.Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2016. – С. 35-37.

2. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. Пособие для студ. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. — 462 с.

3. Лапп Е.А. Специфические требования к организации логопедической работы с детьми с амблиопией и косоглазием// «Логопед в детском саду». – Москва. – № 5-6 (8-9). – 2005. – С.88-94.

4. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты (уч.-практ.пособие – практикум). — Москва: Сфера, 2006. – 256 с.

5. Леонова С.В. Особенности актуализации лексических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 95-100.

6. Лещенко С.Г., Романова А.С. Оптимизация процесса диагностики речи дошкольников посредством дидактических игр // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.А. Кувшиновой, В.А. Чернобровкина, И.Л. Платоновой. – Магнитогорск: магу, 2013. — С. 101-103.,

7. Мороз Н.А., Карпушкина Е.А. Состояние словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Аллея науки. – 2018. – Том 7. — №5 (21). – С. 1041-1043.

8. Пантелеева Л.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях// Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 19–21 апреля 2018 г. / под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова ; Московский педагогический государственный университет [Электронное издание]. – Москва : МПГУ, 2018. С.277-283

9. Ходякова А.С. Развитие связной речи описательного характера дошкольников с нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности. В сборнике: Интегративный подход к обучению детей с речевыми нарушениями. Сборник статей по итогам научно-исследовательского семинара. Отв. редактор С.В. Леонова. 2019. С. 95-98.

10. Чернова А.В. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование: опыт, вопросы и дальнейшее развитие. – 2016. – С. 139-140. 11. Шилова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в системе комплексной реабилитации заикающихся дошкольников// Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика». Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2014. С. 217-221.

Попова А.Ю.,
студент факультета специальной
педагогики и психологии
Московского государственного
областного университета

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.