Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями

Аннотация: Статья посвящена особенностям нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией с зубочелюстными аномалиями. Нарушение звукопроизношения рассматривается как один из главных компонентов речевого становления ребенка, его личностных достижений и к подготовке социально активному миру.

Ключевые слова: дизартрия, зубочелюстные аномалии, дошкольный возраст, артикуляционный аппарата.

Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями

ДизартрияВ последнее время в мире рождается большое количество детей с нарушениями строения ротовой полости, а в частности челюсти. Родители, обратившись к стоматологу-ортодонтии, получают направление к логопеду, так как врач не в силах исправить нарушения, связанные с артикуляционным аппаратом, который находится чаще всего в напряжении и требует коррекцию логопеда-дефектолога.

Нарушения артикуляционного аппарата мало изучается в настоящее время, большинство исследований останавливается только на аномалии неправильно сформировавшегося прикуса, упуская момент неправильного глотания, которое способствует дефектному развитию строения челюсти и нарушению звукопроизношения.

Речевая деятельность человека, необходимый компонент для полноценного развития. Речь является постепенно сформированной функцией в ходе эволюции людей. Для того чтобы ребёнок произнёс первое слово ему необходимо пройти несколько этапов речевого развития, гуление и лепет основной и важный процесс в психоречевом онтогенезе. Немало важным фактором при развитии речи является, общение матери с ребёнком, слушая её, малыш дифференцирует поток звуков в речи, запоминает их и старается подражать взрослым.

Зубочелюстная система — это сложная иерархическая функциональная система, в которую объединены функциональные подсистемы, такие как зубы, пародонт, челюсти, мышцы, суставы, слюнные железы. Формирование речевого аппарата развивается также постепенно, как и весь организм человека. Его развитие начинается с 5-й недели эмбрионального периода, в момент закладки первых зачатков молочных зубов, и завершается примерно к 18-20 годам.

По этиологии и патогенезу формирования зубочелюстных аномалий можно выделить два периода: внутриутробный – нарушения развития зависят от образа жизни матери больше, чем от внешних факторов; постнатальный – внешние воздействия, влияющие на развитие патологий зубочелюстных аномалий [Шапкун П.С. с.8].

Зубочелюстные аномалии – это неправильное развитие отдельных зубов, зубных рядов, челюстей, мягких тканей. К таким дефектам приводят разные факторы: наследственность, вредные привычки ребёнка, долгое сосание пустышки, дыхание ртом [Григоренко, Цыбульский с.8]. Неблагоприятный фактор приводит к множеству проблем, из-за которых у детей нарушается прикус, неправильно формируется глотание, зубной ряд и нарушения в звукопроизношении.

У детей с неправильным прикусом нарушается группа свистящих и шипящих звуков, страдает дикция, для преодоления этих недостатков речи, необходимо активировать артикуляционный аппарат с помощью специалистов стоматологической, логопедической сферы и правильно подобрать коррекционную работу.

Для четкого проговаривания звуков, необходимо поддерживать артикуляционный аппарат в тонусе, чтобы мышцы лица были в норму подкаченные. Без контроля и запоминания правильной артикуляции, у детей с легкими зубочелюстными аномалиями могут возникать нарушения в правильности произношении звуков.

В обычной жизни у детей дошкольного возраста с легкими аномалиями зубочелюстной системы, ребёнок испытывает небольшие трудности в звукопроизношении. Например, не правильная подача воздушной струи вызывает не корректное выговаривание шипящих и свистящих звуков

У детей дошкольного возраста с зубочелюстными аномалиями возможно нормальное произношение звуков речи. Добиться этого можно при соблюдении правильной артикуляционной позы и контроля во время говорения, у детей с таким дефектом в строении челюсти нет отклонений в развитии.

Первой значимостью в развитии произносительных способностей каждого ребёнка является младенческий крик. Звуковой состав крика по сравнению с последующими младенческими вокализациями оказывается очень простым. В последующем происходят поэтапные, быстрые изменения звукового состава детских вокализаций, которые образуются от артикуляционной базы ребёнка. Речь человека — это приобретённая способность, так как в раннем детстве развивается фонематический слух, благодаря этому чувствуется звук.

Для нормальной речевой функции, необходимо единство и сохранность всех мозговых структур. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы, сбой одной из них, ведёт к определенным последствиям. Внешняя речь человека, осуществляет работу совместно с тремя мышцами периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Произнесение звуков речи, возникает за счёт работы артикуляционного отдела, с помощью выдоха происходит колебание голосовых складок, что обеспечивает голос в речи.

Речь основывается в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет, у детей с нормой постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается точное звукопроизношение. К пяти годам ребёнок должен уметь контролировать дыхание в момент говорения и правильно артикулировать. При правильном развитии речи, детям легче переходить к письму и чтению.

У детей с дизартрией и легкими её формами, нарушена иннервация речевого аппарата и мышц мускулатуры, они мало отличаются от детей с нормальным развитием, так как у них нет отклонений в развитии речи и нормальный слух. Дефекты речи в неправильном произношении звуков, проявляются из-за нарушения артикуляционного аппарата и анатомического строения зубочелюстной системы.

Нарушение развития речи, рассматривают по трём уровням общего недоразвития речи, которое характеризуется несформированными компонентами речевой системы. У детей наблюдается нарушение в формировании грамматического строя языка, нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи и фонематического восприятия, низкий объём словарного запаса, но при этом они понимают в доступности обращённую речь.

У детей с дизартрией при зубочелюстных аномалиях, специалисты могут выделить признаки фонетического нарушения речи. Они проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искаженное произнесение, замена одних звуков на другие, смешение звуков и редко пропуски. Звуки у таких детей «стёртые» или «смазанные», из-за дефектного прикуса или неправильно сформировавшейся зубочелюстной системы.

Нетяжёлые аномалии зубочелюстной системы могут привести к неуспеваемости усвоения звукового состава слова, а это приводит к ошибкам в письменной речи. При фонетическом нарушении речи, у детей-дизартриков сохранён интеллект, они имеют соответствующий своей возрастной норме уровень психического и общего речевого развития. Основная проблема таких детей, нечёткое произношение звуков, которое связанно с различными анатомическими дефектами органов артикуляции и неточность движений общей и мелкой моторики [Фомичева М.Ф. с.106]. Иногда в психологическом развитии могут проявляться слабость, которая сказывается на продуктивности психических процессов, наблюдается быстрая усталость ребёнка. Также, нарушенная артикуляция, приводит к ограничению речевой активности. Дети, стесняясь насмешек окружающих, ограничивают круг своего речевого общения, что приводит к снижению активного и пассивного словарного запаса.

При составлении коррекционной работы необходимо провести определённую диагностику ребёнка, разобраться в причине дефекта и составить правильный план занятий. Логопедическая коррекционная работа основывается на вынесении заключений многих специалистов, которые задействованы, при обследовании какого- либо дефекта речи.

Главная задача стоматолога-ортодонта и логопеда-дефектолога на начальных этапах коррекции, это борьба с вредными привычками ребёнка. Родителям необходимо, чётко наблюдать, чтобы дети не подкладывали кулачок под щечку во время сна, не сосали палец, дышали носом, а так же следили за осанкой. Не соблюдение выше перечисленных неблагоприятных факторов, ведёт к возвращению дефектов речи и аномальному строению зубочелюстной системы.

В основе коррекционных методов включён следующий порядок устранений дефектов речи: дыхательные и артикуляционные упражнения, последовательное изучение и коррекция нарушенных звуков в зависимости от особенностей артикуляционных навыков. Представлены приёмы массажа лица, направленного на преодоление амимичности лица, гимнастики органов артикуляции, которая проводится с подключением зондов и шпателей и обязательным визуальным контролем. Так же в коррекции применяют специальные упражнения для развития правильных жевательных и глотательных функций.

Упражнения для детей с зубочелюстными аномалиями подбираются индивидуально, так как каждый дефект речи имеет свою структуру коррекции. Так, например, у ребёнка с неправильным прикусом специалисты используют упражнения, направленные на тренировку мышц языка, для того, чтобы он не заполнял межзубное пространство и не продвигал зубы вперед. Для такого дефекта подходят упражнения: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», также совместно со стоматологическими указаниями, можно использовать специальный трейнер для исправления неправильного прикуса и удержания языка в точке покоя.

Практическая значимость коррекционной работы определяется тем, что разработан комплекс диагностических методик для преодоления особенностей произносительной стороны речи у детей с аномалиями органов артикуляции, основанный на учете данных ортодонтического и логопедического обследования.

Литература:

1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: Книголюб, 2003. – 144с.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989, – 239 с.

3. Шапкун П.С. «Методы диагностики в ортодонтии»: выпускная квалификационная работа. Санкт-Петербург 2016 г. – 89 с.

4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. 365 с.

5. Калашникова И.Л., Минаева И.Н., Чапала В.М. Взаимосвязь работы логопеда и ортодонта. М., 2004.

Авторы:
1) Носова Н.В.,
ассистент кафедры возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования
института психологии и педагогики
Тюменского государственного университета.
2) Ячменева В.А.,
студентка 3 курса
Тюменского государственного университета,
специальное (дефектологическое) образование.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Значение логоритмики в формировании моторной сферы детей с дизартрией Значение логоритмики в формировании моторной сферы детей с дизартрией
Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата
Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С] Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.