Последовательность развития речевой коммуникации у детей. Рекомендации по развитию речи

Родительское собрание на тему:

Последовательность развития речевой коммуникации у детей. Рекомендации по развитию речи

ДетиЦель: повысить компетентностью родителей в вопросе речевого развития дошкольников.

Задачи:

  • Информировать о нормативах развития речи и способах развития.
  • Повысить интерес к вопросам развития речи детей на различных этапах ее формирования.

Усвоение звуковой стороны языка

К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.

На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть. дь, сь, зь.

На третьем году произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ – звуками ть и сь соответственно, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие – ть, дь. Дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию.

На четвертом году жизни в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – л, р.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Ребенок умеет выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, различать близкие по звучанию звуки (З-Ж, С_Ш.).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.

Словарный запас

В речи ребенка появляются сначала существительные, потом глаголы, прилагательные, местоимение «Я».

К 2 годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняются значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5-6 слов

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общими частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Появляются существительные, глагол, местоимение Я

Грамматические конструкции

Падежи в речи ребенка усваиваются в такой последовательности: Именительный, винительный, дательный, родительный, предложный, частично творительный.

К 2 годам почти нет употребления одного падежа вместо другого. Ребенок выбирает нужную падежную форму

К 3 -4 годам выбирают нужное окончание в соответствии с типом склонения существительного

5-7 лет освоен весь синтаксис единиц, представленных существительными, которые употребляются в речи взрослого

Род. В детском возрасте до определенного периода действует мужской и женский род, а средний усваивается позже. Сначала дети усваивают родовую принадлежность в сфере одушевленных предметов, потом переносят ее на неодушевленные предметы. И только после этого начинается усвоение среднего рода.

Прилагательные. Осознанное употребление прилагательных с существительными происходит на 2-3 году жизни. В речи детей появляются прилагательные обозначающие цвет, размер, вкус. В этот период они могут употребляться не с одним существительным, а с разными. Многие прилагательные появляются парами (большой-маленький, горячий-холодный…) сначала прилагательные хорошо согласовываются по числу, падежу, а затем по роду. Гораздо позднее появляются относительные прилагательные

Связная речь

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.10

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.

Рекомендации по развитию речи детей

В 3 года:

Помогать расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе, учить правильно строить предложения.

Удовлетворять любознательность ребенка помогать правильному формированию звуковой стороны речи.

Учить пользоваться темпом речи, интонацией, силой голоса

В 4 года:

Углублять знания детей о предметах: цвет, форма, величина, обобщающие понятия( платье , куртка- одежда…)

Работу над звуковой стороной речи вести в 2 направлениях развитие речевого слуха( правильного восприятия звуков речи, темпа, громкости, интонационной выразительности)и совершенствование произношения

Тренировка мышц артикуляционного аппарата( языка, щек, губ…)

Особенно внимательно отнестись к ребенку речь которого черезмерно ускорена, это не редко является предвестником заикания

Учить управлять темпом речи, интонацией, силой голоса.

В 5-7 лет:

Объяснять ребёнку в доступной форме все, что его интересует

Учить выделять на картинке главное и второстепенное. Учить сравнивать предметы. Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.

Следить чтобы ребенок выговаривал все звуки и слова

Продолжать знакомство с новыми словами. Учить различать слова со сходными звуками с-ш, р-л,ш-ж, з-ж

Продолжать тренировку речевого дыхания

Вырабатывать умение произносить слова с различной интонацией, в разном темпе, с различной громкостью, пользоваться логическим ударением

Учить пересказывать рассказы, сочинять сказки.

Учить давать определение предмета через видовое и родовое определение:

(Сахарница, солонка- посуда и наоборот посуда : тарелка, вилка, ложка, кружка…

Список литературы:

1. Таблица Гвоздева А.Н Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г.Арушанова; Центр «Дошк. Детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– 270 с.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –М.: Сфера, 2001. – 463 с.

4. Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии /М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. – 98 с.Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология.

5. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 221 с.

6. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.