Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» АООП обучающихся с УО (НИ), вариант 2) является непосредственной частью Программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработанной на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)), вариант 2, и программы формирования базовых учебных действий.Данный материал будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста.
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
АООП обучающихся с УО (НИ), вариант 2
в 4 классе
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Содержание курса
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Кол-во часов регионального компонента |
1 |
Коммуникация с использованием невербальных средств. |
13 |
выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием невербальных средств; | |
2 |
Развитие речи средствами невербальной коммуникации. |
28 |
понимание различных слов, предложений, элементарных текстов; | |
3 |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. |
16 |
использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов, действия предметов, признаков предметов, числа предметов, для составления предложений, простых рассказов; | |
4 |
Чтение и письмо. |
11 |
глобальное чтение, использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации; | |
Итого |
68 |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
4 класс
№ п/п |
Тема |
Кол. часов |
Сроки |
Коррекция |
Основные виды деятельности |
|
Коммуникация с использованием невербальных средств - 13 часов |
||||||
1 |
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику | ||
2 |
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику | ||
3 |
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
Использует жесты |
||
4 |
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
Использует звучащие предметы |
||
5 |
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием предметов отвечает на вопросы |
||
6 |
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма) |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием изображения отвечает на вопросы |
||
7 |
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием карточек с напечатанными словами отвечает на вопросы |
||
8 |
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв |
1 |
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием таблиц отвечает на вопросы |
||
9 |
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства |
1 |
|
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием устройства отвечает на вопросы |
|
10 |
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки |
1 |
|
|
НаблюдаетИспользует мимику
С использованием устройства отвечает на вопросы |
|
11 |
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора |
1 |
|
|
НаблюдаетИспользует мимику
Использует устройство Отвечает на вопросы Задает вопросы |
|
12 |
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора |
1 |
|
|
НаблюдаетИспользует мимику
Использует устройство Отвечает на вопросы Рассказывает |
|
13 |
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). |
1 |
|
|
НаблюдаетИспользует мимику
Использует компьютер Отвечает на вопросы Задает вопросы Рассказывает |
|
Развитие речи средствами невербальной коммуникации – 28 часов |
||||||
14 |
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) |
1 |
|
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
|
15 |
Понимание простых по звуковому составу слов, соотнесение изображения и его названия |
1 |
|
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение Выбирает изображение |
|
16 |
Реагирование на собственное имя |
1 |
|
|
СлушаетРеагирует | |
17 |
Собственное имя |
1 |
|
Слушает, реагируетУзнает написание своего имени | ||
18 |
Узнавание (различение) имён членов семьи |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
19 |
Узнавание (различение) имён педагогов |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
20 |
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
21 |
Упражнение в понимании слов, обозначающих предмет |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
22 |
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
23 |
Упражнение в понимании обобщающих понятий |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
24 |
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
25 |
Упражнение в понимании слов, обозначающих действия предмета |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
26 |
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
27 |
Упражнение в понимании слов, обозначающих признак предмета |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
28 |
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
29 |
Упражнение в понимании слов, обозначающих признак действия, состояние |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
30 |
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
31 |
Упражнение в понимании слов, указывающих на предмет, его признак |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
32 |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
33 |
Упражнение в понимании слов, обозначающих число, количество предметов |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
34 |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
35 |
Упражнение в понимании предлогов — слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении |
1 |
|
Рассматривает изображениеСоотносит изображение
Выбирает изображение |
||
36 |
Понимание простых предложений |
1 |
|
Выбирает картинкиСоотносит картинки | ||
37 |
Понимание простых предложений, звуковое выражение слов |
1 |
|
Называет словаВыбирает картинки
Соотносит картинки |
||
38 |
Понимание сложных предложений |
1 |
|
Выбирает картинкиСоотносит картинки | ||
39 |
Понимание сложных предложений, звуковое выражение слов |
1 |
|
Называет словаВыбирает картинки
Соотносит картинки |
||
40 |
Понимание содержания текста |
1 |
|
|
Слушает текстРассматривает картинки | |
41 |
Понимание содержания текста, звуковое выражение отдельных слов |
1 |
|
|
Называет словаСлушает текст
Рассматривает картинки |
|
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации — 16 часов |
||||||
42 |
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства) |
1 |
|
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | ||
43 |
Сообщение имён членов семьи (педагогов) посредством напечатанного слова (электронного устройства) |
1 |
|
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | ||
44 |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
1 |
|
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | ||
45 |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) |
1 |
|
Смотрит видеозаписьРассматривает картинки
Выбирает картинку |
||
46 |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.) |
1 |
|
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | ||
47 |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
1 |
|
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | ||
48 |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) |
1 |
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | |||
49 |
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) |
1 |
Рассматривает словаВыбирает слова
Выбирает слова для ответов на вопросы |
|||
50 |
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) |
1 |
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | |||
51 |
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Рассматривает картинкиВыбирает картинки | |||
52 |
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Рассматривает картинкиВыбирает картинку | |||
53 |
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Слушает текстРассматривает картинки
Отвечает на вопросы |
|||
54 |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Слушает текстРассматривает картинки
Отвечает на вопросы |
|||
55 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Слушает текстРассматривает картинки
Отвечает на вопросы |
|||
56 |
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Слушает текстРассматривает картинки
Отвечает на вопросы |
|||
57 |
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства) |
1 |
Слушает текстРассматривает картинки
Отвечает на вопросы |
|||
Чтение и письмо – 11 часов |
||||||
58 |
Глобальное чтение собственного имени, имен членов семьи, педагогов |
1 |
Выбирает карточкиСоотносит слова и изображения | |||
59 |
Глобальное чтение названий предметов, действий предметов, признаков предметов |
1 |
|
Выбирает карточкиСоотносит слова и изображения | ||
60 |
Глобальное чтение |
1 |
Выбирает карточкиСоотносит слова и изображения
Отвечает на вопросы |
|||
61 |
Узнавание (различение) напечатанных букв русского алфавита |
1 |
Узнает буквуОбводит контур буквы | |||
62 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей |
1 |
Узнает и обводит контур буквыПишет букву по точкам
Соотносит слова и изображения |
|||
63 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов |
1 |
Обводит контур буквыПишет букву по точкам
Пишет букву самостоятельно Соотносит слова и изображения |
|||
64 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов |
1 |
Пишет буквуСоотносит слова и изображения | |||
65 |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации при указании на предмет, его признак и действие |
1 |
Рассматривает картинкиОтвечает на вопросы | |||
66 |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации в процессе ответов на вопросы |
1 |
|
Рассматривает картинкиОтвечает на вопросы | ||
67 |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации при выражении своих желаний |
1 |
|
Рассматривает картинкиЗадает и отвечает на вопросы | ||
68 |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации |
1 |
|
Рассматривает картинкиОтвечает на вопросы | ||
Итого |
68 |
|
||||
Екатерина Королёва,
учитель-логопед