Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с сенсомоторной интеграцией, её прямой связью с языковым развитием и её применением в логопедии в качестве метода работы на медицинском отделении реабилитационного центра.
Сенсорно-интегративная логопедия в реабилитации детей
В настоящее время в логопедической практике всё чаще встречаются дети со сложной структурой дефекта, который характеризуется нарушением сенсорной и моторной интеграции, что значительно затрудняет логопедическую работу.
Языковое и сенсомоторное развитие ребенка осуществляются в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Каждое слово обязательно что-то обозначает. Потребность в ощущениях от предмета и каких-либо манипуляциях с ним побуждают ребенка назвать этот предмет словом.
По Л. С. Цветковой, процесс восприятия речи имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации. Это — (1) сенсомоторный уровень, обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи, (2) лингвистический уровень (на котором осуществляется всесторонний языковой анализ речевого высказывания и «семантический» анализ составляющих его компонентов с выходом на установление «фактического» значения речевого высказывания), и (3) психологический уровень, определяющей собственно понимание воспринятого речевого сообщения, на основе более глубокого анализа его содержания.
Согласно исследованиям (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, З.А. Репина) происходит движение по принципу обратной афферентации: вербальный символ расшифровывается мышлением и находит подтверждение в памяти сенсомоторного опыта. Познавательные чувства как бы повторяют пройденный путь в обратном порядке – от лингвистической через логическую и символьную ступени к ощущениям первичной перцепции.
А если в данной цепочке происходит сбой, то недостаточная сформированность образа предмета вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова.
Поэтому для работы с детьми с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, моторной и сенсорной алалией, нарушением слуха, комплексными (смешанными) нарушениями развития разрабатываются методы и технологии, которые бы повышали эффективность логопедической работы, делая её сенсорно-интегративной.
Многие логопеды-практики разрабатывают собственные методики работы с неговорящими детьми (М.И. Лынская, Т.Н. Новикова-Иванцова). Они используют в своей практике такие приемы работы, которые интегрируют ощущения от различных органов чувств в процессе формирования речевой деятельности.
Логопедия, как любая молодая наука, стремительно развивается. И, если ещё 20 лет назад в нашей стране логопеда можно было увидеть строго за партой и перед зеркалом, то в последнее время специалисты, работающие с речевой патологией, все чаще выходят за пределы «стола», формируя тем самым новую особую среду – логопедический кабинет с элементами сенсорной комнаты.
Реабилитационные центры оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную комплексную медико-социально-педагогическую помощь, на отделении медицинской реабилитации в ДРВЦ им. Г.А. Альбрехта мы в процессе оснащения такого сенсорного логопедического кабинета, и уже сейчас мы используем сенсорно-интегративную логопедию во всех основных программах курса:
- АДК (альтернативная и дополнительная коммуникация);
- Запуск речи и педагогическая работа на уровнях доречевого развития;
- Логопедическая работа по развитию и коррекции речи.
Преимуществом сенсорного логопедического кабинета является возможность проведения комплексной терапии на одном занятии.
Сенсорный кабинет является мощным инструментом для расширения сенсорного, моторного и познавательного опыта ребёнка, что позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Программа занятий в сенсорном логопедическом кабинете разрабатывается на основе результатов диагностики, в процессе коррекционной работы оценивается динамика развития того или иного навыка, корректируется речевая и сенсорная нагрузка.
Занятия осуществляются в рамках междисциплинарного подхода строго по индивидуальной программе развития с упором на сенсорный или моторный профиль ребёнка. Большая команда специалистов работает над улучшением качества жизни наших маленьких пациентов. Особое внимание в процессе работы уделяется формированию комплекса предпосылок к речи с опорой на базовые виды восприятия: проприорецепцию и ощущения от вестибулярной стимуляции, тактильное, обонятельное и вкусовое.
На занятиях обязательно присутствуют родители ребенка, которые обучаются вместе с ним различным способам взаимодействия, навыкам игры, получают наглядные рекомендации по развитию речи и других сопутствующих функций в дальнейшем уже в домашней среде.
Таким образом выстраивается целый комплекс мероприятий по развитию коммуникации и формированию целостной языковой системы в естественной для развития детей среде.
Пургина Мария Юрьевна,
логопед отделения
медицинской реабилитации
ФГБУ Федеральный научный центр
реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта,
детский реабилитационно-восстановительный центр,
Санкт-Петербург, Россия