Проявление ОНР у детей дошкольного возраста и пути развития коммуникативных умений

Аннотация: В статье рассмотрена проблема развития коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи разных уровней. Описана методика коррекционной работы по формированию и развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, речевое развитие, коммуникативные умения.

Проявление ОНР у детей дошкольного возраста и пути развития коммуникативных умений

ОНРПри нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не всегда речевое развитие протекает благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 40% [5]. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

Формирование коммуникативных умений и грамматического строя речи у детей с ОНР в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и других.

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной. Термин «общее недоразвитие речи» был введен ею в 50-60-х годах XX века. Р. Е. Левина считала, что «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи» [4, с.67].

Советский нейрофизиолог Н. Н. Трауготт в своей книге «Как помочь детям, которые плохо говорят» отмечает: «…у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь. Своеобразие его употребления имеет узко ситуативный характер. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях» [6, с.18].

Н. С. Жукова отмечает, что отличительной чертой общего недоразвития речи от других речевых аномалий, сопровождающихся нарушением речи, является полное сохранение интеллекта ребенка и способность его к обучению. Для детей с ОНР характерно нарушение звукопроизношения, малый словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, то есть дети с трудом воспринимают на слух то, о чем им говорят, и допускают ошибки в выполнении заданий [1].

Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития при ОНР. Т. Б. Филичева выделяет также дополнительный, четвертый уровень речевого развития – нерезко выраженное недоразвитие речи с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи [4].

Основные проявления различных уровней нарушения речи

Рассмотрим основные проявления, характерные для различных уровней нарушения речи [3].

Первый уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи – «безречевые дети». Они общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют.

На втором уровне – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов по-прежнему беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов.

Третий уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно.

Четвёртый уровень – самая лёгкая стадия речевого нарушения. Ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Для первого уровня нарушения речевого развития характерно полное отсутствие речи. Дети только пытаются воспроизводить какие-то звуки, пользуются лепетными словами, при этом один и тот же звук может обозначать несколько предметов. Словарный запас резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. Дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Для первого уровня общего нарушения речи характерна активная мимика и жестикуляция. Это является отличительной чертой, позволяющей дифференцировать общее недоразвитие речи от умственной отсталости.

При переходе к следующему, второму уровню, дети начинают использовать в своей речи хоть и искаженные, но часто встречающиеся слова. При этом начинает появляться незначительное представление о том, что в некоторых случаях слова в предложении необходимо изменять в соответствии с родом, полом, числом.Дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.

Для третьего уровня характерно использование развернутой речи. Дети начинают использовать сложные предложения. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм. Но на контакт с другими детьми или взрослыми идут плохо, так как для правильного общения необходим родитель, который разъяснял бы собеседнику непонятные в произношении ребенка слова. При отсутствии такой поддержки со стороны родителей дети чаще всего замыкаются в себе. Дети способны хорошо маскировать недоразвитие речи на этом уровне путем исключения из разговора слов, которые трудны для их произношения, но, если ребенка поставить в ситуацию, когда такой обманный маневр невозможен, выступают пробелы в речевом развитии ребенка.

Словарь у детей с ОНР четвёртого уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР четвёртого уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Факторы, вызывающие нарушения речи

Среди факторов, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социально-психологические. К биологическим причинам нарушения развития речи относят патогенные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития и родов, а также в первые годы жизни. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения возникают речевые дефекты различного типа, особенно пагубны для развития речи частые инфекционно-вирусные заболевания, воспаления головного мозга, опухолевые и нервно-мышечные заболевания органов речи [3].

Социально-психологические причины – это влияние окружающей среды и внутренние (психологические) факторы. К социально-психологическим причинам могут быть отнесены [3]:

- образ жизни родителей до и в период беременности (профессиональные вредности, алкоголизм, курение, наркомания, конфликты в семье);

- психологическая депривация детей (недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми);

- дефекты речи окружающих ребенка людей, которым в период развития речи дети подражают;

- излишняя стимуляция речевого развития ребенка;

Коррекционная работа при ОНР

Общее недоразвитие речи разных уровней можно исправить. При ОНР логопедическая работа не ограничивается только коррекцией одного недостатка. Каким бы не был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование всех сторон речи (словаря, грамматического строя, связной речи). Это необходимо как для общего психического развития ребенка, его речевого развития, так и для его последующего обучения в школе.

Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза.

На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности, анализирует взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка.

Основная коррекционно-воспитательная работа осуществляется логопедом на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Занятия включают в себя такие направления коррекционной работы: формирование словарного запаса, грамматической правильности речи и развитие связной речи.

В программу логопедической работы необходимо включать занятия по формированию произношения, грамматического строя, словарного запаса, связной речи, а также обучение элементам грамоты.

Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает такие элементы, как: развитие понимания речи, развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Работа по запуску речи происходит только через игру и через сенсорное восприятие предметов. Это значит, что ребёнок должен увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, где можно, послушать изучаемый предмет. На первом этапе «загружаем» все пять органов чувств, а через них провоцируем появление речи. По завершению первого этапа ребенок должен понимать и выполнять простые действия: сядь, ложись, стой и т.д. Данные действия целесообразно отрабатывать с использованием такого речевого материала, как потешки, стишки, песенки, логоритмические упражнения.

Основные задачи обучения детей второго уровня ОНР включают:

- интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова;

- развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

- овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

При работе с детьми с ОНР третьего уровня важно развивать лексику, используя слова с разным значением, но одинаковые по звучанию (омонимы), подбирать к словам близкие по значению слова (синонимы), противоположные по значению (антонимы). С помощью игр в мяч можно развивать грамматику. На данном этапе также учим ребенка читать, осваивать буквы, пропечатывать буквами слоги и короткие слова.

При ОНР четвёртого уровня на наглядном материале логопед учит дошкольника составлять связный рассказ, пересказывать текст, прививает навыки творческого рассказывания. Логопед учит составлять и употреблять в речи простые и сложные предложения с постепенным усложнением придаточными предложениями причины, следствия, образа действия. Учит правильно понимать и использовать все без исключения предлоги, падежные конструкции и другие грамматические категории, образовывать прилагательные от существительного с правильным использованием суффикса, владеть правильным звукослоговым навыком, то есть произносить слова без перестановок слогов и замены звуков. Нужно подтягивать все отстающие стороны речи у ребенка, чтобы у него были окончательно сформированы: фонематический слух, графо-моторные навыки, пересказ, навыки звукового и слогового анализа и синтеза, связная монологическая речь.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, однако, общее недоразвитие речи разных уровней можно исправить. Коррекция речи для таких детей -длительный процесс, направленный на формирование речевых средств. Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников с ОНР отмечаются там, где логопед, педагог и родители действуют согласованно [5].

Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью

Комплексный подход также предполагает активное участие родителей, которые закрепляют знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями в повседневной жизни, а также занимаются с ребенком по аналогии сами. Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку с ОНР успешное развитие коммуникативных умений, социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Список литературы:

1. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда /Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург:Изд-во ЛИТУР, 2005.

2. Жуковская, Н. А. Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений / Н. А. Жуковская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 161-164.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Основы теории и практики логопедии. Под/ред. Р. Е. Левиной., М.: «Просвещение», 1967.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под. ред. Т.В. Волосовец. — М.: Сфера, 2007. — 20 с.

6. Трауготт, Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт. — СПб.: Гармония, 1994.

7. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. М.: Академия, 2014.

Шевченко Ирина Юрьевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
ИКТ как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОНР ИКТ как средство познавательного развития у старших дошкольников с ОНР
Особенности формирования словообразования и словоизменения прилагательных у детей с ОНР Особенности формирования словообразования и словоизменения прилагательных у детей с ОНР
Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.